Период 2007-2008 годов стал кризисным для жанра гоночных симуляторов. Разработчики Live For Speed ушли в долгосрочное пике, из которого так и не смогли выбраться по сей день. Сил студии SimBin, разваливающейся после ухода большей части сотрудников, хватило лишь на выпуск очередного, ничем не примечательного клона под названием Race07. Компания ISI, осознав бесперспективность движка gMotor, принялась за разработку второй части rFactor. Именно в это время в среде симрейсеров стали появляться слухи о новом проекте под названием iRacing, к созданию которого причастны авторы культовых симуляторов Grand Prix Legends и Nascar Racing 2003.
Сегодня, когда с момента дебюта минуло 7 лет, iRacing по-прежнему удерживает пальму первенства, оставаясь лидером в сегменте гоночных авто-симуляторов, задавая ориентиры для своих конкурентов. Безвозвратно ушли в прошлое те времена, когда приходилось расставлять точки над “i”, объясняя публике, не глубоко интересующейся виртуальным автоспортом, что это вовсе не детище Стива Джобса, а продукт Девида Кеммера – личности не менее легендарной, чем сам основатель империи Apple, поскольку именно Кеммер стоял у истоков студии Papyrus Design Group, ответственной за появление первых имитаторов автомобильного спорта на ПК, начало которым было положено в далеком 1989 году с выпуском игры Indianapolis 500: The Simulation.
Любой новый проект, появляющийся на рынке авто-симуляторов, неминуемо обречен на сравнительный анализ на фоне iRacing, и прежде всего с технологической точки зрения. Так, например, технология лазерного сканирования, дающая исключительно точную детализацию трасс, доступная ранее только профессиональным гоночным командам, и которую Дейв и Co впервые применили в iRacing – игре рассчитанной в основном на обычного пользователя ПК, становится неотъемлемой частью или даже скорее основой большинства других современных симуляторов.
Другой немаловажной составляющей успеха и не спадающего интереса является прогрессивное развитие iRacing. Каждые три месяца пользователям предоставляется обновление, которое обычно включает в себя наработки по улучшению физического движка и по развитию сервиса, который на данный момент не имеет себе равных по качеству организации онлайновых соревнований, что является огромным преимуществом и полностью или частично заменяет отсутствие режима карьеры и наличие компьютерных оппонентов.
Долгое время одним из критических замечаний было то, что авторы iRacing интересуются исключительно автоспортом Америки, и это действительно было так, практически все автомобили и трассы были родом из США, а европейскому автоспорту в лучшем случае если и уделялось, то очень мало внимания.
Что же, очевидно критика возымела действие. Последние несколько лет команда Девида Кеммера сфокусировала свое внимание на мировом автоспорте и особое внимание уделено именно Европе. Сервис пополнился десятком самых знаковых для мирового автоспорта трасс, среди которых хорошо знакомые фанатам Формулы-1 бразильский Интерлагос, японская Сузука, канадский Монтреаль, не менее известные и любимые многими австралийские трассы Маунт Панорама и Флипп-Айленд, европейские Монца, Спа, Донингтон, Зольдер, Зандворт, Брендс Хэтч, Оултон Парк, а на осень намечен выпуск легендарной «Северной Петли» и в разработке уже находится автодром «Сарте» – место проведения знаменитой гонки на выносливость 24 часа Ле-Мана. И заметьте, благодаря технологии лазерного сканирования все эти трассы воссозданы до мельчайших подробностей, каждая кочка или шикана находятся в правильном месте и под правильным углом!iRacing жесткий, бескомпромиссный, местами бесконечно требовательный, не прощающий даже небольших ошибок гоночный автосимулятор, заставляющий основательно готовиться к каждой гонке...
С автомобилями картина схожая. Подписаны контракты с ведущими европейскими автопроизводителями, такими как Aston Martin, BMW, McLaren, RUF Automobile, Mercedes-Benz, Renault, благодаря чему виртуальный гараж на регулярной основе пополняется новенькими европейскими гоночными автомобилями и вместе с ними увеличивается количество официальных соревнований iRacing, речь о которых пойдет дальше.
Да, вполне возможно, в iRacing количество автомобилей не предоставляет такой широкий выбор как, например, серия Gran Turismo или даже Project CARS и этому есть очевидное объяснение. iRacing не позиционирует себя как «музей автомобильной истории», где собраны сотни различных моделей автомобилей. Авторы iRacing во главу угла ставят симуляцию в ее изначальном, незамутненном аркадными примесями, смысле. Здесь каждый автомобиль выглядит и ощущается максимально аутентично.
По убеждению разработчиков, виртуальный автомобиль – это не просто создание цифровых копий BMW или Ford, которые повторяют время круга своих реальных коллег на какой-то определенной трассе. Они должны делать это в стиле своих прототипов. Игровая физика автомобилей строится на основе точных технических характеристик, получаемых непосредственно у производителей, и далее оттачивается в сотрудничестве с реальными гонщиками и инженерами, имеющими опыт работы в реальных гоночных командах. В результате игрокам предоставляется не только действительно очень качественные модели автомобилей, но также их реалистичные настройки.
Даже, исторический Lotus 49, появление которого в iRacing своеобразная дань корням – игре Grand Prix Legends, создавался на основе данных сканирования того самого легендарного болида Lotus 49, пилотируемого Джимом Кларком в 1967 году, находящегося сейчас в частной коллекции.
Учитывая столь бескомпромиссный и даже фанатичный подход в моделировании, стремлению создавать только точные копии виртуальной техники, следует упомянуть о прецеденте, когда разработчики все же отступили от принципов полной аутентичности, пойдя навстречу пожеланиям своих пользователей, у которых автомобили марки Порше в обширном списке «хотелок» долгое время значились под пунктом #1.
Как известно, эксклюзивные права на использование бренда Порше в видеоиграх всецело принадлежат компании Electronic Arts и делиться ими она ни с кем не желает, и как результат – ни одной тачки популярного немецкого автопроизводителя в играх других разработчиков не появляется уже несколько лет. Зажав лицензию на Порше "электроники" вынуждают искать обходные пути, например, договариваться с Ruf Automobile – производителем спорткаров, основой для которых являются все те же модели Porsche. Именно так и поступили в iRacing, и весной 2012 года был анонсирован выпуск двухдверного купе RUF RT 12R, который строится на базе Porsche 911 Turbo. С этого момента и начинается история с подменой.
Если автомобили RUF RT 12R с заднееприводной и полноприводной трансмиссией не вызывают сомнений в достоверности, то два других собрата, получившие название RUF Track и RUF C-Spec имеют полувымышленные технические характеристики, соответствующие Porsche 911 GT3 R и Porsche 911 GT3 Cup. При этом оба автомобиля, согласно лицензионным требованиям, запрещающим вносить изменение во внешний вид, имеют гражданский салон.
Несмотря на все это не полное соответствие, RUF Track и RUF C-Spec получил огромную популярность и любовь у пользователей iRacing, оба автомобиля активно используются в различных гоночных сериях и прежде всего в Blancpain GT Series.
Более подробно о методах моделирования автомобилей в iRacing можно прочитать в переводе статьи “Game Over”, повествующей о методах моделирования автомобилей в iRacing, в частности что касается физики, а также перевод статьи “I Love Cars” ведущего 3D художника iRacing.com Джона Хьюза, где рассказывается о создании 3D моделей автомобилей.
К слову, работа дизайнеров и арт-художников достойна отдельной похвалы. Графический движок iRacing с поддержкой DX9.1 выдает свой возраст достаточно аскетичной картинкой на фоне своих более молодых конкурентов, таких как Assetto Corsa или Project CARS, где количество полигонов и деталей на трассах зашкаливает, а для оживления картинки используются все возможности DX11, тем не менее, по натуральности iRacing выглядит предпочтительнее, и в этом прямая заслуга дизайнеров.
В дизайне трасс очень большое внимание уделяется маппингу и текстурам, цветокоррекции, аккуратности в целом. Стыки полигонов благодаря грамотному маппингу и качественным текстурам, не бросаются в глаза. Цвета отлично сбалансированы, их насыщенность умеренна. Благодаря этому, трассы в большинстве ракурсов смотрятся очень натуралистично и естественно. Это выгодно отличает iRacing от всех других проектов. Без косметики – различных постэффектов, окружающая среда выглядит замечательно! В других проектах, не редко, красота достигается за счет эффектного «камуфляжа» из всяких HDR и шейдеров, скрывающих косяки работы художников и дизайнеров. Отключи все это – и смотреть там будет не на что. А iRacing красив в своей натуре.
Оптимизация и производительность в iRacing тоже на высоте. Все описанное выше запускается, как говорят «на калькуляторе», и работает плавно. Так плавно, как не работает ни один другой автосимулятор. В том числе на триплхедах, с раздельным рендером. В этом вопросе, на мой взгляд, iRacing нет равных.
iRacing – Онлайн-симулятор гоночных соревнований
Одной из ключевых особенностей iRacing, отличающих его от других проектов, является его исключительная ориентированность на интернет, поэтому говорить об iRacing только как о симуляторе с набором трасс и автомобилей было бы неправильно. Все персональные настройки пользователей и запуск клиента осуществляются только через специализированный веб-сайт, представляющий из себя сервис с разветвленным функционалом и элементами социальной сети, ведется полная статистика всех гонок и игроков, имеется своя собственная школа гоночного мастерства, форум, телевидение, прямые трансляции соревнований, а также осуществляется поддержка пользователей.
Но самое главное в сервисе это то, что игрокам предлагается огромное количество соревнований, которые делятся на две основные группы – дорожно-кольцевые и овальные. Подавляющее большинство соревнований проводятся самой компанией и имеют статус официальных, многие из них имеют прямые связи со своими реальными аналогами, такими как NASCAR, Blancpain GT Series, IndyCar.
Одним из последних новшеств в соревнованиях iRacing является появление командных гонок, проведение которых стало возможны благодаря реализации долгожданной функции смены пилотов. Многочасовые командные гонки, или как еще принято их называть «гонки на выносливость», в течение которых пилоты одной команды сменяют друг друга через определенные отрезки времени, стали проводиться в различных форматах, начиная от трех часовых, заканчивая круглосуточными марафонами, например 24 часа Дайтоны или 24 часа Спа-Франкоршамп. И именно на фоне длительных суточных марафонов обнажился недостаток, связанный с отсутствием функции динамической смены освещения в зависимости от времени суток.
В настоящее время в iRacing имеются трассы только со статичным освещением – ночным, дневным или вечерним, и чего вполне достаточно для коротких гонок длительностью не более трех часов, за этот отрезок течение времени особо не ощущается, тогда, как в марафонах для более полного погружения в игровой процесс динамики в смене освещения остро не хватает .
Конечно, разработчики объявили, что некоторые работы в этом направлении уже ведутся и стоит надеяться, что этот недостаток будет устранен в ближайшем и обозримом будущем, особенно учитывая, что командные гонки и функция смены пилотов появились относительно недавно, а направленность компании iRacing.com на реализацию гоночных марафонов очевидна. Что только стоит недавнее подписание партнерских соглашений с SRO Motorsports Group – европейским организатором соревнований автомобилей класса GT, и Automobile Club de l’Ouest – организаторами ежегодной гонки на выносливость 24 часа Ле-Мана.
Помимо официальных соревнований пользователи проводят большое количество неофициальных чемпионатов и просто единичных гонок и сессий, и для этого не требуется запускать и настраивать собственный сервер – все частные сессии проходят на серверах компании, что гарантирует их безотказную работу во время проведения гонки и последующую выдачу полной гоночной статистики, что объясняет их платность.
Простота настройки и не высокая стоимость оплаты серверов подстегнуло развитие частных лиг и чемпионатов. Крупнейшей, да и пожалуй единственной русскоязычной лигой в iRacing является Open Russian SimRacing League, насчитывающая в своих рядах более 300 активных участников. В течение нескольких лет на регулярной основе успешно проводятся соревнования среди русскоговорящих "иРейсеров" из России, стран СНГ и ближнего зарубежья.
Особое внимание в официальных соревнованиях iRacing уделяется понижению столь присущей виртуальным гонкам степени аварийности. Специально для этого была разработана и внедрена система ранжирования и лицензирования гонщиков, исходя из их скорости и результативности в гонках (iRating – гоночный рейтинг), количества инцидентов (SR – Safety Rating – рейтинг безопасности) и, наконец, продвижения по карьерной лестнице (Class - лицензия). Данная система позволяет в значительной степени нивелировать риск возникновения аварий, благодаря автоматической сортировке гонщиков по данным показателям. Участники каждой гонки группируются в примерном соответствии их способностей, что разительно снижает вероятность возникновения аварий и обеспечивает плотную и интересную борьбу на трассе.
Продвижение по карьерной лестнице в iRacing определяется рейтингом безопасности, а вовсе не скоростью гонщика. Основополагающим способом повешения уровня безопасности является то, что все новые пользователи сначала должны освоить менее мощные автомобили, постепенно повышая класс своей гоночной лицензии, что в дальнейшем открывает доступ к более быстрым и сложным в управлении автомобилям.
Другой составляющей системы безопасности, призванной повысить стремление пользователей к более безопасному вождению, является условие, обязывающее игроков использовать свои настоящие имена, что повышает чувство ответственности и не позволяет спрятаться за многочисленными интернет псевдонимами. Как и в реальной жизни, прежде чем попасть на гоночную трассу, необходимо показать водительские права и подписать соглашение под своим настоящим именем, что закрепляет за гонщиком ответственность за все его дальнейшие действия. А стремление сохранить хорошую репутацию для большинства является мощным стимулом вести себя корректно.
Развенчиваем мифы
Свидетельством того, что iRacing давно перестал быть инкогнито, являются многочисленные обзоры и рецензии на различных игровых сайтах. Проблема в том, что пишут о них люди поверхностно знакомые не только с iRacing, но и имеющие слишком усредненное понятие о симрейсинге в целом. Их рассуждения весьма однобоки, не раскрывают даже малой части особенностей симулятора, для них это просто игра, такая же, как GRID Autosport, Need For Speed или даже TrackMania и Burnout Paradise. Серьезно… При этом создаются множественные мифы, а в головах читателей, никогда не видевших iRacing в глаза, но читавших «обзоры» укореняются различные штампы «симулятор льда», «жадность разработчиков» и «любовь только ко всему американскому»… Тем не менее, и за это нужно сказать им спасибо, ведь человек хоть немного заинтересовавшийся данной темой, погуглив по фразе iRacing непременно попадет на наш портал, где получит исчерпывающую и самое главное правильную и полную информацию.
К слову говоря, грешат «казуальными обзорами» на тему iRacing даже порталы, изначально ориентированные на симрейсинг, выдавая на страницах своих сайтов искаженную, устарелую, а порой даже откровенно ложную информацию, этим самым зарабатывая репутацию одиозной аудитории, откровенно недолюбливающей все платное, предпочитающие прогрессу пиратство, а хардкору в симуляции – гламурную скриншотную графику и пафос, которым окутаны современные аркады. Как человек, с приличным стажем в симрейсинге и следящий за развитием iRacing с момента его анонса, считаю не лишним и даже полезным развенчать пару укоренившихся мифов, поправив лопатой корону на головах некоторых «обзорщиков».
Так, в некоторых кругах бытует мнение, будто авторы iRacing считают игроков полными идиотами, никогда не читавшими кодекса FIA, не знающих элементарных правил гонок, и такие игроки, по мнению авторов, нуждаются в постоянном контроле и кнуте. Поэтому принуждают «бывалых волков», как они себя называют, выходивших на старт с лучшими, как им казалось, симрейсерами в мире, начинать все с самых низов, наряду со штрафниками: крашерами, нубами и прочими нфсерами, как они видят «новичковые» серии iRacing, прокладывая путь в верхние эшелоны, молчаливо терпя ограничения игры.
Справедливости ради сразу стоит отметить, что доля правды в этом есть, действительно в соревнованиях начального уровня степень аварийности, количество инцидентов в значительной мере выше, чем в тех самых «верхних эшелонах», где участвуют более опытные гонщики, прошедшие «чистилище» новичковых серий и доказавшие свою способность вести борьбу корректно. Но, ответьте на вопрос, не справедливо ли это? Не так ли дела обстоят в реальном автоспорте?
На самом деле, как показывает практика, действительно быстрый и умелый симрейсер, имеющий опыт в любом другом мало-мальски серьезном симуляторе, впервые пришедший в iRacing, достаточно быстро адаптируется в новой для себя среде и за несколько дней, в играющей и непринужденной манере, получая удовольствие от происходящего, повышает лицензию до уровня А – дающую доступ ко всем официальным соревнованиям, кроме Мировой Серии, где требуется Профессиональная Лицензия, для получения которой нужно продемонстрировать весь свой недюжинный талант, так как в этой серии участвуют по-настоящему сильнейшие гонщики мирового уровня.
А новичок, со слишком завышенным самомнением и чувством собственной важности, использующий в качестве управления в лучшем случае устаревший руль MOMO, а то и вовсе джойстик, имеющий представление о гонках и о поведении на трассе только на основе соперничества в каком-нибудь Нид-Фор-Спид, и вот этот «бывалый волк» с чемпионскими амбициями, раздутыми до неприличных размеров, «ногебавший» ботов во всех частях NFS, начинает творить хаос в каждом заезде, не понимая элементарных вещей. И такие «волки-ногебаторы» действительно долгое время вынуждены топтаться на месте, наряду с остальными крашерами, нубами и неадекватами, не имея возможности пролезть в чемпионаты следующего уровня, и такой «отсев» является великим благом для всех остальных. Потом они либо покидают iRacing, с визгом и шумом, возвращаясь к своим любимым аркадам, либо через собственные ошибки, осознав свои ошибки, начинают учиться ездить правильно, что является единственным путем к выздоровлению и дальнейшему развитию.
О ценах
Отсутствие демо-версии сполна компенсируется регулярным выпуском рекламных акций, позволяющих оформить подписку с существенными скидками или даже вовсе бесплатно. При этом игроку предоставляется самая актуальная версия симулятора и полный круглосуточный доступ к использованию сервиса iRacing.com, а самое главное – возможность участвовать в официальных и неофициальных соревнованиях. Для этого в базовый набор стандартной подписки включены 7 автомобилей и 10 трасс с 18 возможными конфигурациями, рассчитанными так, что для участия в дорожно-кольцевых или овальных соревнованиях начального уровня не требуется никаких дополнительных финансовых вливаний. Это позволяет в полной мере оценить качество сервиса и симулятора, и принять решение о целесообразности продлении подписки и покупке дополнительного контента, который обязательно понадобится по мере продвижения по карьерной лестнице. Стоимость дополнительных автомобилей составляет $11.95, стоимость дополнительных трасс, в зависимости от количества конфигураций, варьируется от $11.95 до $14.95. На весь приобретаемый дополнительный контент действует право на его бессрочное использование, т.е. все автомобили и трассы покупаются только раз. На регулярной основе оплачивать требуется только подписку на использование сервиса.
Следует помнить, что по умолчанию, при регистрации нового пользователя, включено автоматическое продление подписки – по истечении ее срока действия, с кредитной карты или прикрепленного аккаунта Paypal будет автоматически снята сумма, соответствующая цене подписки на аналогичный период. Чтобы не понести непредвиденных трат рекомендуется отключить автоматическое продление в настройках аккаунта, в разделе “Cancel/Renew Membership”.Благодаря отличной обратной связи и передачи тактильных ощущений, автомобили в iRacing ведут себя естественно и воспринимаются на интуитивном уровне. Научиться управлять ими совсем несложно, но борьба за каждую долю секунды может длиться многие дни и недели.
Для приобретения дополнительного контента существуют скидки. Например, приобретая за один раз шесть или более опций контента, итоговая сумма снижается на 20%, а для тех, кто за все время приобрел не менее 40 платных трасс и автомобилей на весь остальной контент на постоянной основе действует скидка 25%.
На продление подписки также выпускаются различные акции и самая популярная из них – продление на год со скидкой 50%. Те, кто основательно «подсел» на «цифровой кокаин», из года в год пользуются данным предложением. А если учесть наличие программы кредитования – оплату за участие в официальных соревнованиях, можно заработать $10 за один сезон и $40 за год, плюс к этому, за год непрерывного членства персональный счет пополняется бонусными 5 iR-баксами, то общий «откат» составляет 45 баксов во внутриигровой валюте, которую можно потратить все на ту же подписку, стоимость которой, в таком случае, составит всего $4 в год (49-45), приобретение дополнительных трасс и автомобилей или же на оплату частных серверов.
Но и это даже не все. Во многих соревнованиях, как например iRacing Blancpain GT Series, проводимой в партнерстве с SRO Motorsports Group, участники борются за солидные премиальные и различные призовые, а сами гонки транслируются в прямом эфире на iRacing Live.
Часто у новичков на первом этапе знакомства с iRacing возникают трудности, в частности с навигацией по сайту, где отсутствует какая-либо адаптация под русский язык, имеется только английская версия. Но на самом деле нет ничего сложного, все распределено предельно лаконично. На первом этапе не стоит лезть в дебри сайта, достаточно двух вкладок, переключающихся кнопками – коричневой “TEST” и зеленой “RACE NOW”, расположенных в левой части панели сайта, которые сложно не заметить.
Именно на этих вкладках осуществляется запуск симулятора. Из названий вкладок, очевидно, что на вкладке “TEST” осуществляется запуск одиночного заезда, “RACE NOW” для подключения к онлайновой сессии – практики, квалификации или гонки. Также, сразу может быть полезно заглянуть в раздел настроек – кнопка “Settings” в главном меню, где можно запустить конфигуратор графических параметров или выбрать между 32 или 64-битной версией. По мере постепенного изучения, становится очевидно, что функционал сайта намного больше, чем это может показаться на первый взгляд. Интерфейс оптимизирован так, чтобы снабжать пользователя только нужной для него информацией.
Перспективы развития
Несмотря на свой уже солидный возраст iRacing по-прежнему остается одним из самых бурно развивающихся проектов. На постоянной основе, примерно каждые полгода, коллекция симулятора пополняется несколькими новыми автомобилями и трассами. В активной фазе разработки находятся проекты по улучшению графического ядра и переводе его на DirectX 11, физики и графики новой, усовершенствованной модели повреждений, при столкновении детали должны отваливаться от автомобиля на основе физики, а сами повреждения выглядеть более реалистично.
Основной же сферой развития iRacing является его физическая модель, ведутся активные работы по оживлению окружающей среды, добавлению динамики в игровой процесс.
Еще совсем недавно в iRacing не было никакого намека на какую-либо динамику. Из сезона в сезон трассы укатывались в совершенно статичных погодных условиях, которые не менялись несколько лет. Только благодаря постоянному прогрессу в развитии физической модели и аэродинамики автомобилей, вносящих изменения в их поведение, поддерживался интерес игроков.
Динамики и разнообразия в гонки добавили меняющиеся погодные условия. Речь пока не идет о дожде или снеге, но такие, как скорость и направление ветра, влажность воздуха, температура, туман и облачность, несомненно, разнообразили игровой процесс. Влажность и температура оказывают прямое влияние на работу двигателя, температура дорожного покрытия – на сцепление шин с трассой, сила и направление ветра, меняющиеся по ходу гонки – на управляемость автомобиля, его максимальную скорость и выбор точек торможения, все это игрокам приходится учитывать в настройке автомобилей, как и в своем пилотаже.
Следующим шагом станет появление трасс, поверхность которых будет динамически меняться на основе физических процессов, таких как обрезинивание траектории, изменение температуры в зависимости от погоды и попадания солнечных лучей, а также загрязнения вне траектории ошметками отработанных шин и пылью. Выпуск трасс с динамической поверхностью должен состояться уже в ближайшее время, предположительно осенью 2015 года.
Не прекращаются работы по усовершенствованию шинной модели и обратной связи. Но и сейчас, в сравнении с конкурентами в iRacing автомобили ведут себя наиболее естественно и благодаря отличной обратной связи и передачи тактильных ощущений, воспринимаются на интуитивном уровне. Научиться управлять ими совсем несложно, но борьба за каждую долю секунды может длиться многие дни и недели. Каждый автомобиль в iRacing уникален, и каждый можно осваивать месяцами. Можно долго рассказывать про инерцию, правильное перераспределение веса, работу подвески и шин, но такие вещи трудно передать словами, это нужно испытать самому.
iRacing по-прежнему остается жестким, бескомпромиссным, местами бесконечно требовательным, не прощающим даже небольших ошибок гоночным автосимулятором, заставляющим основательно готовиться к каждой гонке. Но если у вас есть правильный гоночный руль с углом поворота не менее 900 градусов, то однажды подключив его к компьютеру и зайдя в гоночную сессию, вы поймете, все что вы знали о гонках прежде, все это было несерьезно.
Обсудить на форуме |
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии 4