simracing.su » Теория и практика » Настройка автомобилей » rFactor 2: Руководство по настройке автомобилей

rFactor 2: Руководство по настройке автомобилей

rFactor 2: Руководство по настройке автомобилей. Настройка шасси

Настройка шасси. Часть 1


Мы начнём с шасси в общих чертах, так как улучшение в рамках баланса шасси и производительности обходятся практически без каких-либо негативных эффектов. Это прекрасная возможность получить выгоду, в отличие от всех прочих настроек, таких как аэро, где больший угол атаки антикрыла даёт больше сцепления с трассой, но стоит вам скорости на прямых и на разгонах, или дифференциал, когда, чем выше степень блокировки, тем выше стабильность, но повышается износ резины, или даже настройка тормозов, где лучшее охлаждение скажется на увеличении сопротивления набегающего потока. Поэтому настройка шасси может дать вам преимущество, которое вы не получите другими регулировками.

Как это работает? Вы не сможете добавить сцепления! Общее сцепление авто с трассой определяется пятном контакта шины и аэродинамической загрузкой. Настройка шасси может повысить количество времени, которое пятно контакта шины работает с дорожным покрытием, а также контролировать перемещение сцепление оттуда, где его в избытке, туда и тогда (в повороте), где оно необходимо.

Амортизаторы. Общее.


Мы начнём с амортизаторов потому, что для многих это та сфера, откуда можно извлечь наибольшее преимущество.

Чтобы понять, как работают амортизаторы, иногда полезно представлять, как шасси подвешено на пружинах. Последующие действия пилота рулём и педалями и неровности трека заставляют шасси непрерывно перемещаться над колёсами в диапазоне, ограниченном пружинами (а также отбойниками или пакерсами). Без амортизаторов колебания шасси не затухали бы, примерно, как это происходит на детской площадке с качелями, и достигли бы огромной частоты.

Работа амортизаторов заключается в контроле поведения подпружиненного шасси по средствам помощи и лучшего контроля поведения пружин. Способ, которым это достигается, заключается в (настраиваемом) количестве энергии, производимой при движении шасси, при прохождении жидкости через (устанавливаемый) набор перегородок. Больше перегородок - больше сопротивление воздействию - выше значения регулировки амортизатора. Энергия при этом преобразуется в тепловую энергию. В реальной жизни жидкость может перегреваться, что скажется на угасании функций амортизатора. В игре это не реализовано.

Если вы хотя бы раз пробовали раскачать перед автомобиля с вышедшими из строя передними амортизаторами, то могли заметить, что передок авто непрерывно скачет вверх-вниз. Если же амортизаторы исправны, то они остановят эти скачки в один ход, а жидкость в амортизаторе, перетекая, издаст шипящий звук.

Регулировка амортизаторов влияет на то, где и как долго вес шасси остаётся сбалансированным/направленным. Более высокие значения регулировок создадут больше сопротивления и сделают перемещение веса шасси более медленным, что будет смещать сцепление по круговому графику. Наряду с пружинами и стабилизаторами, амортизаторы контролируют (механически) управляемость и баланс сцепления авто.

Сжатие (bump) - движение вверх колёс и подвески или движение вниз шасси. Например, поведение передней части при торможении или в ходе в поворот, или задней части при разгоне.

Отбой (rebound) - движение вниз колёс и подвески или движение вверх шасси. Например, поведение передней части при разгоне или задней части при торможении, либо входе в поворот.

Медленные параметры амортизаторов (slow bump, slow rebound) контролируют движение всего шасси и распределение его веса по пружинам, т.е. движение шасси в основном порождается действиями пилота, продольное перемещение происходит при торможении и разгоне, а поперечное - при рулении.* По этой причине медленные параметры сжатия спереди и медленные параметры отбоя сзади оказывают влияние на баланс на входе в поворот. Поэтому, чтобы увеличить сцепление спереди на входе в поворот, мы, например, можем уменьшить сопротивление сжатию на передних амортизаторах. Это позволит весу шасси сместиться раньше и дальше на переднюю ось. Чем жёстче настройка амортизатора на одной из осей, тем быстрее вес сместится на другую ось. Вот почему увеличение жесткости амортизатора на одной из осей имеет вполне аналогичный эффект с уменьшением жесткости на другой оси. Автомобили с настройкой только двух параметров, т.е. bump и rebound, будут иметь быстрые (fast) и медленные (slow) регулировки, связанные друг с другом. Например, регулировка медленного сжатия также будет означать соответствующую регулировку быстрого сжатия. Автомобили имеющие настройки всех четырёх параметров (slow bump, slow rebound, fast bump, fast rebound) позволяют настраивать их независимо друг от друга.

*Другой путь к пониманию различий в работе и оказываемом воздействии медленных и быстрых параметров сжатия - это посмотреть на машину в движении. Вы заметите, что все движения шасси можно подразделить на два типа: большие смещения всего шасси над рычагами подвески (обычно называемыми "подпружиненной массой") и небольшие быстрые смещения колёса, ступицы, тормозных цилиндров и дисков и компонентов подвески, которые не удерживают автомобиль и не связанны с пружинами. Все вместе эти части объединяются под понятием "неподпружиненной массы", так как они не висят на пружинах и находятся под ними. Если вы надавите на капот припаркованного авто, то смещаться будет именно подпружиненная масса.

Обычный амортизатор
Обычный амортизатор


Настраиваемый амортизатор
Набор амортизаторов с регулировкой четырёх параметров. Коричневые втулки на штоке справа - это пакерсы или отбойники.


Быстрые параметры амортизаторов (fast bump, fast rebound). В то время как медленные параметры амортизаторов контролируют перемещение шасси (происходящее в основном из-за действий пилота), быстрые параметры по сути контролируют прилегание колеса к поверхности дороги (изменяющееся в основном из-за неровностей трассы), то есть то, что происходит, когда колесо, например, бьётся о кочку или поребрик (быстрый удар в сравнении с куда более медленными перемещениями шасси).

Без вмешательства быстрых параметров колесо бы продолжало скакать по дороге, что негативно скажется на его сцеплении и производительности в целом. В общих чертах, чем меньше настройка параметра, тем больше колебаний колеса будет допускаться без нарушения баланса авто, но слишком низкая настройка будет позволять колебаниям не угасать длительное время, что лишит вас сцепления на этом колесе на тот же период времени. (см. "скорость подвески" в Мотек / "suspension velocity").

Пружины - наряду с амортизаторами, пружины контролируют движение шасси и, таким образом, оказывают решающее значение где вес и сцепление проводят большую часть времени.

Пружины. Общее.


Первое заблуждение, которое мы должны развеять - чем жёстче, тем лучше. Возможно, это пошло от поколения парней, которые занижают свои авто и делают практически деревянной подвеску, чтобы их любимцы походили на гоночные машины.

Более мягкие пружины позволяют той части или тому краю шасси сжиматься более легко и на больший период времени, тем самым, позволяя лучше соответствовать поверхности дороги, поэтому более мягкая пружина производит больше механического (стационарного) сцепления. Однако, у всего есть пределы, так как вам кроме сцепления необходима управляемость и курсовая устойчивость, а также вам необходимо, чтобы пружина удержала свою часть шасси от прилегания к поверхности трассы (кроме тех случаев, когда доступны пакерсы или пружина третьей подвески).

В гонках, если вы хотите прибавить сцепления на одном из колёс, вам надо смягчить пружину на этом колесе или сделать жёстче пружину на противоположном по диагонали колесе. Настройка пружин имеет аналогичный эффект, что и настройка амортизаторов. Как и в случае с амортизатором, больше веса и на более длительный период времени будет находится там, где более мягкие пружины. Чем жёстче пружина, тем сильнее она будет стремить передать вес шасси на более мягкую пружину.

Передние пружины - пределы мягкости могут быть прочувствованы, когда передняя часть станет слишком валкой и "дрейфующей". Время отклика на действия пилота слишком большое. Возможность получения дополнительного сцепления в средней стадии поворота сойдёт на нет из-за большого опоздания реакции шасси на стадии входа в поворот. На практике, приятно иметь более отзывчивую переднюю ось, которой вам не добиться с установленными мягкими пружинами. Соответствие настроек пружин и настройки медленного сжатия сохранит управляемость, но позволит весу быстрее ложится на передние пружины и всё же даст вам достаточно стабильную переднюю ось. Вот поэтому, я полагаю, если есть необходимость в более избыточном поведении шасси, не торопитесь выставлять минимальные значения пружин спереди, оставьте себе зазор для действий, и вместо этого сделайте более жёсткими задние пружины. Более жёсткие пружины в целом влекут увеличение износ шин.
Изменил: VeTeR 15-12-2015, 13:08 по причине: добавлена глава 8
Обсудить на форуме | Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии 3

    1. Tigr 18 июня 2019 22:22
      2
      0
      Большое спасибо авторам и переводчику! Очень понятно, доступно! Еще раз спасибо переводчику! Всем ребятам осторожности и хорошей дороги!
    1. Damos 1 сентября 2022 19:26
      3
      0
      Спасибо большое за мини энциклопедию симрейсинга! ❤️❤️❤️

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Спам проверка: *