УПРАВЛЕНИЕ
Есть небольшие изменения, но практически все недостатки управления GT5 тут, на месте. Улучшения выполнены наполовину, или несут за собой другие проблемы. Так, например, сделали включение задней передачи более реальным. Теперь в секвентальном режиме, задняя передача включается последовательно, как и положено. В GT5 напомню, задний ход включался не выбором передачи, а нажатием и удерживанием отдельной кнопки. Теперь же, передачу нужно выбрать, и нажать на газ. Вроде бы все хорошо. Но даже это сделано через одно место, точнее через нейтраль. Через нее переступили - ее нет! Сразу после первой, включается задняя. Что бы стоять на месте, нужно удерживать тормоз. Хорошо хоть додумались, сделать блокировку задней передачи при движении вперед… "Нейтралка" теперь есть только с H-шифтером.
Появилось нечто наподобие разного типа КПП. Вроде бы как, если на автомобиле установлена секвентальная КПП, то ею нельзя будет управлять с помощью Н-рычага. Если на автомобиле нет сцепления, то оно и не будет работать. Задумка неплохая, но на деле получилась полная ерунда. На части автомобилей с Н-КПП не работает сцепление, на других с секвенталкой можно использовать Н-рычаг. На отдельных автомобилях можно вполне переключать скорости, используя сцепление и последовательное переключение передач (лепестки), на других, нажатие на педаль сцепления, как в GT5 включает режим Н-КПП и автоматически включается нейтраль, или та передача, на которой установлен рычаг. Выявить закономерность мне не удалось. Что бы понять, как можно пользоваться КПП на том, или ином автомобиле, нужно просто брать, и пробовать, не руководствуясь никакой логикой. Результат часто не имеет никакой связи с реальным автомобилем.
Калибровка
Во время калибровки руля (когда он крутится туда\сюда), диапазон хода педалей может определиться некорректно. В этом случае, при первом нажатии на тормоз, колеса будут резко блокироваться. Что бы откалибровать, достаточно нажать педали до упора.
Настройки FFB и чувствительности
Настройки FFB в GT6 прямо влияют на комфорт, точность и результат. Высокие значения усилия сильно понижают точность. Многие игроки, стараются ставить максимальные значения, считая, что чем выше будет усилие, тем больше это похоже на тяжелый руль реального коночного автомобиля. Они не учитывают несколько нюансов. Во-первых, на большинстве автомобилей руль имеет усилитель, и управлять автомобилем ничуть не тяжело. А во-вторых, от большого усилия в реальном автомобиле, не страдает информативность. Момент на руле - это прямая связь с дорогой. А в игре, большое усилие только крадет информацию, мешает связи. Все затрачиваемые на преодоление FFB сопротивления силы, расходуются впустую, отвлекая пилота. Оптимальным диапазоном усилия обратной связи, является, на мой взгляд, от 1 до 6, но не более. Для сложных в управлении автомобилей, требующих тонкой работы рулем, ставить большие значения особенно не рекомендую, поскольку это только мешает контролю, и усиливает напряжение. Повышается вероятность ошибки. Не стоит так же выставлять большие значения для длинных дистанций. Разумеется, зависит от привычки, однако к концу двух часовой гонки большое усилие на руле, только усилит утомление, не дав взамен ничего.
В игре, при значениях близких к 10, руль становится практически пружиной, многие эффекты «режутся», чувство автомобиля становится менее прозрачным. К концу длинной дистанции, утомление наступает вовсе не потому, что это тяжело (хотя с непривычки руки будут болеть), а потому, что делаешь много пустой работы, только мешающей в тебе в гонке.
Чувствительность управления в игре, влияет его линейность. С рулем Logitech G25, при стандартном значении, в сравнении с другими симуляторами и реальными привычками, возникает ощущение недостатка эффективности руля. Рабочий диапазон руля, это примерно 450 из полных 900 градусов поворота, которые мы физически можем выполнить без перехвата, не покрывают рабочий угол поворота колес. Это и вызывает нехватку эффективности руля. Другими словами, что бы повернуть колеса на максимальный угол, мы должны вывернуть руль на 900гр. Максимальный угол требуется редко, но даже в обычном рабочем диапазоне руль приходится крутить на большие углы, чем хотелось бы. Можно привыкнуть, но затем придется снова привыкать в других симуляторах. По этому параметр очень важный. Чувствительность нужно настраивать индивидуально, под свои предпочтения, привычки и руль. Чем меньше будет разницы с другими симуляторами, на мой взгляд, тем лучше. Я ставлю на 5, и это дает пропорции работы рулем, привычные по iRacing, R-factor2, или Assetto Corsa. Для картинга, или Red Bull X можно выставлять максимальные значения. Для НАСКАра напротив, минимальное, что бы как можно точнее контролировать изменение траектории.
Угол поворота руля
Как и в GT5, угол поворота рулей Logitech G25/27 - полные 900 градусов. Линейность настроена так, что бы рабочий диапазон проходился примерно на 450гр. А все, что находится дальше, это уже такие углы поворота колес, которые нужны, чтобы развернуться. Все бы ничего, но в Gran Turismo, как нигде разные углы поворота руля необходимы. Автомобилей много, и у всех у них этот параметр свой. Уж во всяком случае, между классами можно было сделать отличия…
Не так давно, стала известна неофициальная возможность, поменять угол поворота руля Logitech G25/27. По всей видимости, осуществляется она средствами драйверов руля.
Для изменения угла поворота, требуется:
1. Подключить руль, и дать ему откалиброваться.
2. В любом режиме игры (в заезде, или в меню), на блоке рычага КПП одновременно нажать и удерживать кнопки start + select, и нажать одну кнопок, определяющих угол поворота. Например (start + select) + треугольник. Схема выбора угла поворота: Есть возможность выбрать 900гр, 670гр, 450гр, 240гр.
Однако пользоваться этой возможностью проблематично. Главная проблема в том, что угол поворота руля меняется, а настройки FFB и линейности нет. Это приводит к тому, что руль становится очень резким, реакции автомобиля на управление нервными, а FFB мешает. Пропорции управления изменяются, к ним приходится привыкать, и это уже не похоже на привычную работу рулем. Чем меньше угол, тем более выражены эти проблемы. Снижение чувствительности контроллера не помогает.
Я протестировал все варианты:
670 градусов, при минимальной чувствительности контроллера (–2), позволяет более-менее чувствовать машину. Но едва ли, это дает хоть какое-то преимущество. Ведь для полного его поворота, как и при 900гр. требуются перехваты.
450 градусов, даже при минимальной чувствительности контроллера, линейность становится другой, реакции резкими, поведение автомобиля нервным. Можно без перехватов поворачивать колеса до упора, но этот плюс не способен перевесить минусы. Так же, сомневаюсь, что с таким управлением, получится улучшить время, показанное с обычными настройками. Кроме того, полагаю (не проверял), что более резкие реакции, приведут к повышению расхода резины. Привыкнуть можно, но потом придется снова привыкать к нормальному управлению.
С углом 240гр. я не смог ехать вообще. Кроме того, переключение режима, придется делать после каждой калибровки руля. То есть при включении игры, как минимум раз. Это неудобно. В конечном счете, я плюнул на эти настройки, и езжу с обычным углом 900гр.
У RedBull X 2014 (обновления) руль впервые имеет угол поворота меньше, чем 900гр. Может быть это хороший знак того, что в будущем появится настройка параметра, или для каждой машины будут сделаны свои установки.
Поддерживаемые рули:
Guillemot Thrustmaster T500 RS
Logitech: Driving Force GT, GT Force Pro, G27 Racing Wheel, G25 Racing Wheel, GT Force RX, GT Force, Driving Force
Механическая КПП
Как и пятая часть, Gran Turismo 6 поддерживает Н-образные механические КПП. Но в отличии от предшественницы, как уже сказано выше, тип КПП виртуального автомобиля имеет большее значение. Сложности вызывает сцепление. Оно срабатывает только в самом конце хода (нажатое положение) педали. Около 5мм хода всего задействовано. Это практически кнопка – вкл\выкл. Что мешает при отпускании сцепления контролировать момент. Проблема и в том, что из-за необходимости выжимать педаль до упора, часто случаются не включения передачи. В реальном автомобиле, в движении не обязательно выжимать педаль полностью, многолетняя привычка мешает ехать в Gran Turismo. Приходится привыкать, многих это отталкивает.
Следующая проблема заключается в том, что в реале сцепление используется не только с механическими КПП, но и с секвентальными. В GT5, использовать сцепление в секвентальном режиме (подрулевые лепестки, или последовательный рычаг) было невозможно. Из-за того, что нажатие на педаль сцепления включала Н-рычаг, и ту передачу, на которой он стоит, или нейтраль. В GT6 же, сцепление может работать и с лепестками, вот только не на всех автомобилях. Теоретически, Н-рычаг должен работать только на автомобилях с механической КПП, а сцепление, только там, где оно есть. На деле, одни автомобили управляются вполне корректно, другие нет.
Есть хитрый, способ, ехать с подрулевыми лепестками и сцеплением, на большинстве автомобилей: В режиме Н-КПП, подрулевые лепестки могут переключать передачи, находящиеся ниже, чем передача включенная в данный момент рычагом. Другими словами, если на Н-КПП включена 3я передача, то лепестки будут переключать передачи с 1й по 3ю. На четвертую нам не дадут перепрыгнуть.
Что мы делаем:
Переводим рычаг КПП на самую высшую передачу – 6ю например. Но не ниже, чем высшая передача данного автомобиля. И дальше можно спокойно ездить, переключая передачи шифтером и нажимать сцепление – оно будет работать. Правда не на всех автомобилях. На тех автомобилях, где выжатое сцепление не будет позволять включить передачу лепестком, можно просто не выжимать педаль сцепления до конца. Нужна привычка, но к этому привыкнуть как раз проще, чем к полному выжиму при каждом переключении. На других автомобилях, переключение лепестком со сцеплением, не работает только вверх. Собственно в реале, на автомобилях с секвентальными КПП, вверх и переключаются без сцепления, а вот вниз, выжимают.
На автомобилях, с механическими 6ст. КПП, этот способ работать не будет, так как при каждом выжиме сцепления, будет включаться 6-я передача.
Очень полезно, на турбо агрегатах, типа Ferrari F40, если обороты не тянут, быстро выжать сцепление, раскрутить мотор, и, отпустив сцепление дать импульс автомобилю. Подгазовка пяткой, при понижении передач, с привычным выжимом сцепления очень помогает удерживать нестабильные автомобили.
Назначения кнопок
Как и в GT5, в настройках можно назначить основные функции на кнопки руля. Однако возможности эти довольно узкие. Нельзя, к примеру, переназначить схему переключения передач для Н-рычага. Нет возможности назначить тормозной баланс, хотя эта функция в GT6 стала как никогда необходима.
В общем, управление по-прежнему сырое. Никакой гибкости и персонализации нет и близко. В этом отношении GT проигрывает, наверное, не только всем современным симуляторам, но и некоторым примитивным аркадам. Жаль, что разработчик, говорящий о реализме, не уделяет должного внимания такой важнейшей детали, как управление.
Обсудить на форуме |
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии 13