SimRacing.su » Теория и практика » rFactor 2: Руководство по настройке автомобилей

rFactor 2: Руководство по настройке автомобилей

rFactor 2: Руководство по настройке автомобилей. Двигатель и трансмиссия

Двигатель и трансмиссия


Дифференциал (Differential, далее - диф). Мы начнём с блокировки дифа, так как она оказывает наибольшее влияние на управляемость. Чтобы объяснить работу блокировки дифа, рассмотрим авто с цельной задней осью и отсутствием дифа (например, Go Kart), которое всегда стремится ехать прямо, так как внутреннее колесо, находясь на одном вале с внешним, не может вращаться с другой скоростью, соответствующей своему более узкому радиусу траектории и меньшей пройденной дистанции в повороте. Поэтому пилоты Go Kart отклоняются наружу в повороте, чтобы разгрузить внутреннее колесо и заставить его перестать толкать карт вперёд.

Дифференциал (от "разные скорости") позволяет ведущим колёсам вращаться с необходимой разницей в скорости, поэтому войти в поворот становится проще. Так полностью блокированный диф будет толкать авто прямо, в то время как полностью свободный диф позволит вращаться ведущим колёсам с слишком большой разницей, что станет причиной слишком острой поворачиваемости, т.е. избыточного поведения. Настройка блокировки дифа позволит вам контролировать степень приближенности к полностью блокированному дифу. В rF2 могут быть доступны одна, две или более настроек блокировки, или же не доступно ни одной. Эти настройки:
  • Pump (насос, помпа) доступен на некоторых авто, влияет на контроль дифом шасси на протяжении всего поворота.*
  • Coast (качение авто без использования мощности двигателя, т.е. "накатом") отвечает за фазу торможения и входа в поворот.
  • Power (сущ.: мощность, гл.: приводить в действие, в движение) отвечает за фазу выхода из поворота и разгон.
  • Pre load (предзагрузка, преднагрузка) отвечает скорость переключения между от параметра Coast к Power и обратно.

*(Дополнение от автора перевода: героторный дифференциал - один из видов фрикционного дифференциала оснащается помпой (насосом), которая при возникновении слишком большой разницы в угловых скоростях ведущих колёс, закачивает жидкость в цилиндр, и поршень сжимает фрикционный пакет, блокируя диф, и тем самым передавая больше крутящего момента на колесо с меньшей скоростью вращения. Другими словами, насколько я разобрался с этим, эта настройка задаёт максимально допустимую разницу во вращении ведущих колёс, помогая избежать слишком большой разницы, т.е. сократить эффект ИП. До достижения заданной разницы позволяет работать дифу как полностью открытому, не вмешиваясь в работу параметров Coast и Power.

В повороте: если авто стремится к ИП на торможении, вам надо увеличить степень блокировки параметра Coast, если ИП не достаёт на торможении - уменьшайте параметр Coast, пока не почувствуете, что авто теряет стабильность на торможении, и затем вернитесь назад на один клик. Если авто стремится к ИП на разгонах в фазе выхода из поворота, увеличьте значение параметра Power. Если ИП не хватает, уменьшайте настройку Power, пока не почувствуете, что авто теряет стабильность на выходе, и затем вернитесь на один клик назад. Предзагрузка (Pre load). Чем выше значения, тем быстрее происходит включение блокировки дифа, чем меньше - тем медленней и жёстче происходит включение. Может быть использована в качестве промежуточной регулировки между параметрами Coast и Power.

При ускорении по прямой: если мучаетесь с пробуксовкой колёс, то увеличение степени блокировки параметра Power может улучшить сцепление. Однако всё же сперва нужно проверить другие решения данной проблемы: короткие передачи? задняя подвеска или амортизаторы слишком жёсткие? проблемы с клиренсом?

Причина, по которой вы можете захотеть использовать меньшие значения параметра Power, заключается в том, что чрезмерно высокие значения могут значительно увеличить расход передних шин, так как им необходимо будет преодолевать дополнительное сопротивление дифа, чтобы повернуть авто. Как только передние шины подызносятся и потеряют сцепные свойства, время круга упадёт. Чрезмерная степень блокировки в параметре Coast снизит отзывчивость авто в стадии входа в поворот, так как опять же передние шины будут сражаться со стремлением авто продолжать двигаться прямо. Поэтому не перегибайте с этими параметрами более, чем необходимо.

Блокировку дифа следует настраивать ПОСЛЕ того, как завершена настройка подвески. Как только вы нашли хорошие настройки для подвески, регулировка блокировки дифа становится отличным инструментом в деле улучшения поведения авто на торможениях и фазах входа-выхода. Если вы обнаружите, что дальнейшие изменения в жёсткости пружин или амортизаторов, необходимые на входе-выходе, ухудшают производительность шасси в самом повороте, то вместо этого попробуйте изменить настройку дифа. Но это очень грубый способ исправить ситуацию, так как снижает способность шасси быстро реагировать на руление.

Отличный пример пользы блокировки дифа можно увидеть в правильно смоделированной версии Porsche 911. Двигатель, который расположен сзади, лихо будет пытаться обогнать автомобиль на торможении. Высокие настройки Coast будут справляться с этим. Нет нужды в подобных высоких значениях регулировок на разгоне, поэтому подойдут намного меньшие значения параметра Power.

Передаточные числа/шестерни (Gearing).
Устанавливайте первую передачу так, чтобы она была полезна в самом медленном повороте*, даже в тех случаях, когда вы кратковременно включаете её в стадии торможения, а затем обратно переходите на вторую. Убедитесь, что первая передача достаточно длинная, чтобы не вызывать сильной пробуксовки на разгонах. Последнюю передачу следует настраивать таким образом, чтобы двигатель упирался в ограничитель оборотов прямо перед точкой торможения в конце самой скоростной прямой на треке. Это необходимо делать с минимальным количеством топлива, на более мягких из доступных шинах и с использованием DRS, если она имеется. В дополнение можно даже сделать последнюю передачу немного длинней, если в гонке предстоит много пилотировать в слипстриме. Остальные передачи изначально распределите равномерно между первой и последней. Потом вносите изменения, если необходимо подстроить конкретную передачу под конкретный поворот, или избежать необходимости переключаться посреди поворота. Для гонок на выносливость последнюю передачу нужно настраивать так, чтобы мотор не успевал долго работать на повышенных оборотах на длинных прямых, что намного продлит его ресурс.

*Некоторые пилоты могут настраивать первую передачу только под оптимальный старт и далее не пользоваться ей вовсе. Тут, конечно, всё зависит от обстоятельств. Например, если вы стартуете из первых рядов, то, очевидно, что обгоны на дистанции сильных соперников будут затруднены, поэтому вам нужно хорошо стартовать. А если вы стартуете в середине или конце пелотона, то для повышения выгоды в гонке и производительности авто, вам важнее иметь такую настройку первой передачи, чтобы вы могли ей пользоваться на всей дистанции. Это особенно подходит для длительных гонок.

Торможение двигателем (Engine Braking) - эта настройка контролирует степень вмешательства двигателя в процессе торможения. Чем меньше значение параметра, тем больше двигатель замедляет колеса на ведущей оси/осях*. Более интенсивное торможение двигателем требует осторожности при переключениях вниз, особенно на первую и вторую передачи, чтобы избежать блокировок на ведущей оси. Также торможение двигателем снимает часть нагрузки на тормоза (в основном на ведущей оси). Высокая степень торможения двигателем может означать, что вы должны сместить тормозной баланс немного вперёд (для заднеприводных авто) или назад (для переднеприводных авто). При более интенсивном торможении двигателем с отпущенной педалью газа больше веса переносится на переднюю ось. Это означает, что улучшается повороачиваемость, что может стать очень полезным в средне и высоко скоростных поворотах, как в Спа или Хунгароринге.

*(дополнение от автора перевода): другими словами, цифра в настройке говорит о том, сколько топлива продолжает поступать в камеру сгорания при полностью отпущенной педали газа, т.е. в более простом понимании - холостой ход двигателя. Больше/меньше значение настройки -> больше/меньше топлива попадает в камеру сгорания -> больше/меньше расход топлива -> менее/более эффективное торможение двигателем -> выше/ниже стабильность ведущей оси на торможении.

Охлаждение двигателя/ресурс (Engine cooling/life).
Каждый двигатель имеет оптимальную и максимально безопасную температуру. Они влияют на ресурс. Время, проведённое двигателем в диапазоне, превышающим оптимальную Т, сокращает ресурс двигателя, соответственно, время, проведённое двигателем в диапазоне, ниже оптимальной Т, увеличивает срок его службы. Время проведённое в диапазоне выше, чем максимально безопасная Т радикально сокращает ресурс. Степень охлаждения двигателя зависит от размера радиатора.

rFactor 2: Руководство по настройке автомобилей
Программа CarStat2


Чем больше радиатор, тем больше создаётся сопротивления набегающему потоку и подъёмной силы. Так, зная теоретический ресурс вашего двигателя, а также оптимальную и максимально безопасную Т, и исходя из продолжительности гонки, вы можете рассчитать насколько можно позволить двигателю нагреваться. Перегрев и повышенные обороты - основные его убийцы. Если в одном из этих компонентов в настройке вы используете возможности на пределе, то разумно оставить некий зазор в другом. Убедитесь, что установленной степени охлаждения достаточно для процедуры старта и пит-стопа, так как это те моменты в гонке, когда двигатель нагревается сильнее всего.

rFactor 2: Руководство по настройке автомобилей
Редкое зрелище: радиатор болида F1


Ограничение оборотов (Rev limit).
В сочетании с передаточными числами КПП должно быть настроено так, чтобы выдавать максимальную мощность на самой длинной передаче на самой длинной прямой, при этом не допуская "перекручивания" двигателя и сокращения его ресурса. Используйте программа CarStat2, чтобы установить оптимальные точки для переключения передач. Нет смысла использовать высокие обороты двигателя, если это не даёт вам дополнительной мощности/производительности, но точно повышает расход топлива и уменьшает ресурс двигателя.

Расход топлива (Fuel Consumption).
Топливо имеет массу, поэтому надо избегать лишних запасов на борту более, чем необходимо. Всегда знайте расход топлива на круг. Для этого вы можете: а) проехать 10 кругов и замерить расход, б) использовать Motec, в) использовать Dash Meter Pro, г) использовать плагин Track Map от fazerbox.

Как только вы узнаете расход топлива на круге, вы можете умножить его на количество кругов в гонке, учитывая формировочный круг, и прибавив небольшое количество, чтобы подстраховаться от ошибки. Если гонка проходит по времени, а не по количеству кругов, вы можете разделить время гонки на среднее время круга в гоночной конфигурации и определить примерное количество предстоящих кругов. Помните, что пит-стопы экономят немного топлива (во время нахождения на пит-лейн).

Однако, вы должны помнить, что гонка оканчивается, когда победитель пересекает финишную черту, поэтому, если лидер пошёл на свой последний круг, то и вам также предстоит завершить этот круг. Вы можете сократить своё количество кругов в гонке, немного ухудшив время на круге, и посмотреть при каком времени круга вам предстоит проехать лишний круг. Автор для этого использует простую таблицу. Если вы залили минимально необходимое количество топлива, то будет очень сподручно использовать Dash Meter Pro, который покажет количество топлива, необходимое до финиша. Так вы сможете сэкономить топливо, если возникнет такая потребность. Если вас обогнали на круг, то можно больше не волноваться о топливе, так как дистанция вашей гонки сокращается на этот один круг. Стоит заметить, что Dash Meter Pro не учитывает экономию топлива на пит-лейн и некоторое сокращение расхода по мере опустошения бака.

Сопротивление воздуха и изменения в передаточных числах КПП имеют прямое влияние на расход топлива. Также помните, что вы экономите топливо, близко преследуя соперника, поэтому, если по вашим расчётам необходимо данное количество топлива, возможно вы можете заправить на один-два литра меньше, кроме случаев, когда вы стартуете первым. Также почти всё время работает правило: чем больше топлива в баке, тем больше расход. Это означает, что при вычислении расхода на полных либо пустых баках, можно получить неточные данные и в итоге пере-/недо- заправить авто.

В случае, когда вы недозаправили авто, чем раньше вы начнёте экономить топливо (быстрей переключения вверх, техника lift and coast), тем меньшим придётся пожертвовать в гонке.
Изменил: VeTeR 15-12-2015, 13:08 по причине: добавлена глава 8
Обсудить на форуме | Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии 3

    1. Tigr 18 июня 2019 22:22
      2
      0
      Большое спасибо авторам и переводчику! Очень понятно, доступно! Еще раз спасибо переводчику! Всем ребятам осторожности и хорошей дороги!
    1. Damos 1 сентября 2022 19:26
      3
      0
      Спасибо большое за мини энциклопедию симрейсинга! ❤️❤️❤️

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги

Спам проверка: *