ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
На ИИ были надежды. В GT5 у них появилось что-то типа характера. Агрессивность, усталость, стабильность. Компьютерные болванчики стали уступать траекторию. Казалось еще чуть-чуть, и эти ребята научатся уворачиваться от столкновений, оборонятся, и нормально бороться между собой. Это должно было случиться вот-вот, уже в GT6.
Первые отзывы говорили о том, что компьютерные соперники устраивают баталии, встраиваются в три ряда.. словом живут настоящей гоночной жизнью. В первые дни после выхода игры, появился ролик, показывающий, как бот уходит от столкновения. Все это обнадеживало.
Но боты не стали умнее. Они бьются в тебя как шар в боулинге, стараясь сделать страйк. Бот сзади стал опаснее, чем в GT5. Но вовсе не тем, что он может пройти тебя на позднем торможении, или выйти лучше из поворота и концу следующей прямой оказаться впереди, а тем, что тупо выбьет тебя с трассы. Если бот сзади, и он быстрее, ты либо сам уступишь ему, либо окажешься на обочине. Это довольно сильно раздражает, когда пытаешься провести, хоть сколько-нибудь серьезную гонку. Подбираешь автомобиль и шины настолько хуже, чем у соперников, что бы был риск проиграть, что бы это был вызов. Берешь автомобиль посложнее, с характером, что бы бороться не только с ботами, но и с трассой, с автомобилем, с собой. И вот на последнем круге догоняешь лидера, проходишь его, остается только проехать несколько поворотов до финиша, и ты получаешь подлый удар в зад!
Вообще, с какой стороны, и по чьей вине происходит контакт, не имеет значения – если кто-то после контакта улетает с трассы – это всегда ты. Ударил ли ты его нечаянно, специально ли, или он тебя… бот всегда спокойно едет дальше, а тебе как повезет, как справишься с управлением. Только один раз, за всю карьеру в GT6, у меня возникла ситуация, когда на мокрой трассе, в Лемане, на Мюльсан стрейндж, промахнувшись с торможением, на скорости за 200км\час, я влетел в зад почти остановившемуся перед шиканой боту, он вылетел на песок, и его развернуло…
«Мыслят» боты шаблонно. В нетипичных ситуациях они не способны принять нестандартное решение.
Наглядная демонстрация интеллекта ботов
Равной борьбы по-прежнему нет. Лидер ботов всегда уезжает вперед от остальных. Поскольку мы всегда стартуем в хвосте, то пока выйдешь на вторую позицию, дистанция до лидера может составлять до 15-16 секунд, которые надо сократить за два-три круга. И ты его сокращаешь! Что это за гонки? В обычных гоночных эвентах, ты всегда имеешь дикое преимущество. Обгоны – это не вопрос борьбы, это неизбежная данность. Даже в моноклассе, стартуя в хвосте ты продираешься через десяток машин, по умолчанию будучи намного быстрее их. Такие заезды тоже нужны, они веселые, увлекательные. Десять обгонов за гонку, и победа – это хорошая формула для поддержания интереса у детей. Но должна быть и альтернатива.
Почему нельзя посадить в одинаковые по скорости автомобили, одинаковых по скорости ботов? Что бы они боролись, случайным образом ошибаясь, оказывали друг на друга давление.. Что бы исход гонки был непредсказуемым. Что бы если подобрать себе автомобиль, на котором будешь ехать в их темпе, можно было получить интересную гонку, а не интересный первый круг. Боты сейчас настолько медленные, что можно выигрывать на автомобиле с ТР ниже допустимого на 100-150. Это из за того, что они подстраиваются! Они сбрасывают темп, если ты ошибаешься! То есть исход гонки предрешен уже только этим. Можно выиграть, обогнав лидера на последнем круге, проехав гонку без единой ошибки, и все равно выиграть, на каждом круге влетая в забор.. Боты подождут, и на последнем круге почти остановятся, дав себя догнать, и обогнать. В твоей безошибочной гонке, пелетон ботов растянут по трассе, они едут парами, или по одному, с приличными, иногда большими (15-20 сек.) отрывами. А когда ошибаешься, лидеры подпускают к себе позади идущие машины, и боты выстраиваются вереницей, тем более плотной, чем ближе конец гонки. Так, что бы догнав этот почти остановившийся паровозик, ты обогнал всех в одном-двух поворотах, оптом.
Я специально проехал гонку, в которой все круги кроме последнего и предпоследнего ехал быстро, а на заключительных кругах сбросил темп, пару раз уткнулся в забор. Гонку выиграл. А затем посмотрел повтор, следя за лидером. Поскольку в режиме повтора хронометраж не показывается, я взял в руки секундомер. Два последних круга, лидер ИИ проехал на 15 секунд медленнее, чем стартовый круг! С учетом того, что по определению ты едешь быстрее на несколько секунд с круга (иначе просто невозможно выиграть с последнего места), лидер подарил мне около 40 секунд форы, взамен на ошибки. Такая вот конкуренция! Желание выбирать автомобиль, заняться его тюнингом, настройками, проехать эту гонку пару-тройку раз – убивается на корню! Какой в этом смысл, если боты все равно подождут?
В таком, адаптивном поведении ИИ можно найти плюсы. Идея сама по себе неплохая. Для новичков, для детей, которые не задумываются о цене своих побед, это классный режим, называется «всегда победю». Но как можно делать его основным для игры в принципе? Сделайте сложность easy, normal, hard. Дайте возможность игроку самому решать, хочет он, что бы с ним играли в поддавки, или нет.. Адаптивный ИИ мог бы сделать интересной борьбу и для продвинутых рейсеров, если бы была квалификация. Взял третью стартовую позицию, попробуй в гонке отыграться, и победить. В постоянной борьбе. Что бы боты ехали примерно в твоем темпе, атаковали и защищались. Если вдумчиво настроить такой режим, могло бы получиться интересно. Но только лишь, для определенного, специального режима. Нам же дали подставных кукол для легких обгонов, и ничего больше.
В особых заездах, бот играет роль не просто куклы, а куклы - пугало. Он едет не для соревнования, даже не для того, что бы дать себя обогнать, а что бы оказывать давление, находясь сзади – то есть пугать. Обогнать его не составляет труда, обычно это происходит без сопротивления, во втором-третьем повороте. А дальше, как бы быстро ты не ехал, он всегда на хвосте. Можно намерено оттормозить его в "затычном" месте, затем хорошо выйти из поворота, создав отрыв в несколько секунд. Но на прямой он вырастает в зеркалах, словно не едет, а летит. Маячит в зеркалах, типа «пресует». Он будет ехать так же быстро, как и ты, как бы быстро ты не ехал. Так что в таких заездах на него просто не стоит обращать внимания, а лучше сосредоточится на своем круге. Вперед он пролезет, только в случае ошибки, а каким бы быстрым и безошибочным не был этот круг, он будет крупно фигурировать в зеркалах, вплоть до последнего поворота, в котором вероятно попытается обогнать. В этом случае его надо жестко блокировать.
Хочу отдельно сказать вот о чем. ИИ в Gran Turismo, как и в других аркадных автогонках, учит блокировать обгоняющего. Игроки вырабатывают привычку следить за преследователем в зеркалах, и если он предпринимает попытку обгона, тут же перестраиваться на его траекторию, выдавливать его на обочину. Это очень плохая привычка! Оказавшись в серьезных симуляторах, в онлайне, эти ребята не сразу понимают, почему их называют нубами и сумасшедшими, ведь они так успешно «обороняются».
На трассе так себя не ведут. Если тебя обгоняют, значит ты медленнее, ошибся, или может твоя резина более изношена. Разумеется, никто не заставляет уступать (хотя в такой ситуации иногда это самое рациональное), но и мешать себя обогнать – это как минимум неспортивно. По-хорошему, в играх, даже с ИИ в качестве соперников, нужно делать правила, и наказывать за блокировки. Но в Gran Turismo такое поведение всегда было нормой. Мне показалось в какой то момент, что боты выбивающие тебя с трассы, находясь позади – это что вроде наказания за блокировку. Подставился чтобы не пустить - отправляйся на обочину. Если так, то реализовано оно довольно криво. В конечном счете, бот бьет тебя не только при блокировке, а вообще, в любой ситуации, когда может до тебя дотянуться. Бывает, что бот, находясь немного впереди тебя, когда ты уже с ним почти поравнялся, резко перестраивается (ну просто следует своей траектории), и задевает тебя своей кормой, что приводит к твоему развороту.
Пример контактной борьбы с ботами
Но все-таки боты могут и уступать траекторию. Если его выдавливаешь, то он вполне себе выдавливается - отруливает. Причем в схватках траекторий, чаще побеждаешь ты. Впрочем, так было уже в GT5. Между собой боты «бодаются» больше, и лучше, чем в GT5. Идут на обгон порой в три ряда. На узких трассах, можно застрять за группой разбирающихся между собой искусственных соперников, занявших всю ширину трассы. Иногда они ошибаются, поскальзываются, выскакивают на обочину. Бывает впереди, бывает позади тебя. В предыдущих частях, можно было довольно часто увидеть разворачивающегося на обочине бота, улетевшего далеко в гравий. Они попадали в аварии. Лидер ботов в чемпионате мог слить гонку из-за собственной ошибки! Теперь максимум - их заносит. Во всяком случае, я ни разу не встретил ситуацию, в которой ИИ соперник самостоятельно убрался с дороги. Хотя в сети можно найти такие примеры.
Вот к примеру, один бот улетает и картинно возвращается, а другой его успешно успевает объехать
Я уже говорил, что ИИ даже намерено сложно выбить. Он словно танк даже не сдвинется с места. Это касается и контактов бот vs бот. В GT5 я не раз видел, как в пылу борьбы, пара ИИ соперников выносили друг друга. Бывает, едешь с приличным отставанием, в очередном повороте пыль коромыслом, ага, на следующем секторе пару секунд отыграл - ошибся бот, потерял время. Или даже вслед за пылью, машина на обочине задом наперед стоит, выруливает.. не просто ошибся – выбили его, развернуло… Пройдя карьеру GT6, не встретил такого ни разу.
Другими словами боты стали хуже. Тройные обгоны, хоть и выглядят красиво, и если находишься позади них - вмешиваются в твою гонку, но сути это не меняет. Уворачиваться от столкновений они не стремятся – наоборот, дай только возможность... Боты не способны дать борьбу. Заложенных в них еще в GT5 качеств не чувствуется. Что толку с его стрессоустойчивости, с того, что под давлением он может ошибиться (как в b-spec GT5), если давление на него оказывать негде? Ведь если ты непосредственно позади, то обгон – это лишь формальность. Ну а то, что теперь боты тебе поддаются совсем неприкрыто, только что флагом не машут «Мы тут постоим, давай, догоняй!», это сводит смысл от всех заложенных в них характеристик к нолю.
Обсудить на форуме |
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии 13