Общие рекомендации по настройке
rF2 Pedal & FFB Overlay Plugin
Устанавливаем плагин rF2 Pedal & FFB Overlay Plugin v1.0.0.11.
После однократного запуска (заезда), будет автоматически создан файл настроек, в котором можно подкорректировать размер и положение цветной диаграммы на экране:
...\rFactor2\UserDatar\F2PedalOverlayPlugin.ini
Пример. Для разрешения 2560x1440:
[General]
OverlayEnabled=True
OffsetX=16
OffsetY=32
BarWidth=36
BarHeight=108
DetailedLog=False
FilteredInputs=False
Трассы для тестирования. Что такое клиппинг (clipping)?
Быстрее всего параметры подбираются на трассах:
- «Poznan v1.01» (by feel3, updated by Stefan Woudenberg).
- «Nordschleife Nurburgring LASER SCAN (Filtered) v1.0» (by Nuno Lourenco).
Трасса «Poznan» очень удобна для подбора индивидуального мультипликатора машины с помощью rF2 Pedal & FFB Overlay Plugin. Сразу после выезда из пита будет ровный затяжной круговой поворот направо, который достоверно тестирует Steering torque pervehicle mult на предмет клиппинга (обрезания данных) обратной связи. Этот поворот нужно проходить на максимально возможной тяге. Более точного результата можно добиться при входе в него на втором круге (на большей скорости). В тесте - вести машину быстро, но ровно, не наезжая на кербсы и препятствия. Если появляется клиппинг (жёлтая полоса заходит в красную зону) - чуть понижаем значение. Если жёлтая полоса постоянно дрожит (вибрирует), а мотор FFB без конца подрабатывает вибрирующим фоном (даже на небольшой скорости и на ровных участках) - это признак того, что значение мультипликатора немного завышено. (Исключение - Nissan GT-R GT500 2013 v1.2, у которого этот эффект перманентно присутствует вне зависимости от настроек; будем надеяться, что FFB будет исправлен в новых версиях). Трамплины / препятствия / перепады рельефа - не учитывать, главное - повороты. Признак наилучшей настройки - в поворотах жёлтая полоса максимальна, но красной зоны ещё нет. Это значит, что на руль поступают все данные.
Быстрая проверка мультипликатора авто
Стоя в пите, резко дёрните за руль, отведя его на 20-30°. Если руль раскачивается бесконечно (даже самую малость), мультипликатор нужно понизить. Если руль в скором времени становится снова неподвижным, подобранное значение можно протестировать непосредственно в заезде на предмет клиппинга. Осцилляции также быть не должно на минимальной скорости 10-20 км/ч, без газа, на ровной дороге.
Три определяющих параметра и их взаимосвязь
Влияние трёх наиболее важных параметров, - Steering torque minimum, Steering torque pervehicle mult и Steering torque zerospeed mult, - суммируется, несмотря на то, что каждый из них имеет своё собственное предназначение и вес. Как видно из названия, все они относятся к крутящему моменту, а именно, некоей критической их сумме, которая какбы подводит нас к граничному значению появления нежелательной осцилляции. Будем считать, что Steering torque sensitivity=1.5 и это величина постоянная (хотя, на самом деле, тоже оказывает влияние на общий результат).
Для лучшего понимания, сделаем небольшое отступление и вспомним старину Архимеда. Представьте себе железную бочку, три природных наполнителя, и известный объем воды, которая будет наливаться в конце. У вас в распоряжении: горка песка, большой камень (есть размеры на выбор) и горстка щебня. Ваша задача - уметь быстро и в правильных пропорциях подбирать наполнители так, чтобы известный объём воды, налитой в последнюю очередь, поднимался точно по кромке - не больше, но и не меньше. Как вы уже догадались, три наполнителя - это три основных крутящих момента, соответственно. Объём воды соответствует входному сигналу FFB в игре и включает в себя поправку на заложенный автором уровень фидбэка для конкретного авто (поэтому заливаемый объём может немного отличаться). Результат на выходе: перелив - осцилляция, недолив - вялый фидбэк. Итак, нам предлагается сразу отмерять правильное (и подходящее для всех случаев) количество песка и щебня (т.к. их трудно и неправильно доставать со дна каждый раз), и подбирать только камень нужного размера (мультипликатор). Идём дальше.
Нужное количество песка (aka Steering torque minimum), на самом деле, известно - оно определяется из калибровочных графиков и тестов. Несмотря на, казалось бы, небольшую весомую долю в общий вклад, минимальный крутящий момент привносит ощутимое влияние на поведение руля - его базовую чувствительность. Точность этого параметра очень важна, так как оно калибрует систему координат, в которой будут существовать абсолютно все остальные параметры.
Количество щебня (aka Steering torque zerospeed mult), в идеале, аналогично значению в файле конфигурации - по умолчанию (0.45). Для рулей с запасом мощности оно вполне хорошо подходит.
Осталось подобрать камень по величине (aka Steering torque pervehicle mult), и мы желаем, чтобы его размер был как можно ближе к эталону, т.е. к "1" (по умолчанию для rF2 и большинства машин от «URD» и «Simtek»). Если всё остальное отмеряно правильно, а объём воды - ожидаемый (эталонные моды его не увеличивают и не уменьшают), то камень не придётся часто заменять. В остальных случаях, естественно, размер камня нужно подбирать, компенсируя "недолив" FFB другими модами с помощью большего камня (мультипликатор>1), либо "перелив" FFB - с помощью меньшего (мультипликатор<1). Если с рекомендуемыми здесь значениями осцилляция (перелив) не наблюдается, значит мы где-то у самой кромки. Спровоцируйте "перелив", выбрав чуть большее значение мультипликатора, чтобы убедиться в этом. Проявится либо осцилляция, либо клиппинг. Если же остаётся запас - увеличьте ещё немного значение Steering torque zerospeed mult (не более 0.55) или же Steering torque sensitivity (для рулей послабее 1.5...1.88, но только, если фидбек всё ещё недостаточно детализирован). Если и этого недостаточно - возможно, мёртвая зона откалибрована неточно и слишком занижена, либо глобальный фидбэк на руле слишком мал.
Но что, если мы перебрали через край (проявилась осцилляция) даже при первых “эталонных” приближениях”? Действительно, принятый стандарт мультипликатора машины в игре соответствует единице, и, что называется, "решает". Поэтому постараемся не трогать эту глыбу. Если осцилляция не сильная, можно подрегулировать значение Steering torque zerospeed mult (в нашем примере – это количество щебня в составе) и оставить его несколько ниже стандартного (<0.45). Поскольку этот коэффициент работает только при стоянке, то никакого влияния на динамику движения он не окажет. Если осцилляция сильная, нужно перепроверить количество песка (мёртвая зона слишком широка). Если осцилляция по-прежнему запредельная, время перейти к самому важному параметру – глобальному FFB руля.
А что же собой изображает размер бочки? Правильно, это максимальная мощность базы, глобальный фидбэк. У всех бочки разные - у кого-то слишком большие, у других - поменьше. Игра может залить сколько влезет, но всех интересует примерно один и тот же фиксированный объём – комфортный и совпадающий с реальностью. Наша задача - всегда наполнять эту чашу до края.
У базы «Fanatec CSL Elite» мощность избыточна, поэтому дно приходится поднимать аж на 38% ("полезный объём" уменьшен - FF=62%). У Logitеch G25 - наоборот, объёма не достаёт: бочку приходится расширять до 106% (с минимальной потерей линейности), чтобы в неё вместилось примерно столько же содержимого; при этом, в составе будет гораздо больше песка (всё ещё широкая мёртвая зона), соответственно, камни придётся использовать меньшие (мультипликаторы<1), щебня тоже много не влезет (Steering torque zerospeed mult= 0.35...0.45). В крайнем случае, чтобы придать немного дополнительной тяжести рулю, можно компенсировать эту недостачу в профайлере Logitech, выставив параметры Damper (а возможно, и Spring) немного выше нуля (~0…15%) с минимальным ущербом для линейности.
Для устройств даже из одной линейки пропорции значений будут немного отличаться. Для рулей «Fanatec», имеющих встроенную память и запас мощности, лучше всего делать подбор понижением глобального фидбэка FF с замерами «Min Force» (мёртвая зона начинает проявляться по мере ослабления FF). Для разных производителей и моделей различия будут более существенны. Однако, общий баланс должен соблюдаться, а это значит, что финальный результат настройки FFB будет хорошим.
Особенность применения сглаживания
Сопутствующий эффект от применения сглаживания Steering torque filter (FFB SMOOTHING) заключается в том, что оно, как правило, несколько отодвигает порог начала осцилляции. Это позволяет применять чуть больший мультипликатор авто (Steering torque pervehicle mult) и/или (в зависимости от целей) чуть большее усилие на руле при нулевой скорости (Steering torque zerospeed mult. Обычно, наступление осцилляции не позволяет увеличивать одно без уменьшения другого. Кроме того, оба этих параметра подчиняются определяющему влиянию Steering torque minimum, на который эффект сглаживания, кстати, тоже распространяется.
Касательно чувствительности
Изменения Steering torque sensitivity будут ощутимо отражаться и на езде по рельефу; в частности, по кербсам. Загрузите трассу «Nordschleife Nurburgring LASER SCAN (Filtered) v1.0» и попробуйте на небольшой скорости поездить по препятствиям вначале трассы, после выезда из пита. Эта трасса отличается хорошим FFB и наличием высоких поребриков. Трасса «Nordschleife 24h v2.01» так же хороша в плане FFB, очень красиво и качественно оформлена.
На замечательной трассе «Poznan v1.01» кербсы ощущаются довольно жёстко, и возможно, такой эффект кому-то покажется слишком сильным. Уменьшая Steering torque sensitivity и/или применяя сглаживание FFB SMOOTHING= (0...2), можно подобрать комфортное значение "под себя". Вслед за этим, нужно уменьшить и Rumble strip pull factor (силу рывка колёс в сторону при наезде на высокий поребрик под углом), иначе появится явный дисбаланс в соотношении средних и сильных эффектов.
SPR, DPR, FOR – так в чем же разница?
Справедливости ради, отметим, что в реальности, по мере раскрутки колёс, наступает гироскопический эффект самостабилизации осей их вращения. От этого руль снова становится немного туже. Эффект проявляется тем сильнее, чем больше момент импульса (зависит от скорости вращения колёс и распределённой массы). Самый простой пример из детства - юла или маховик. Кастор* вместе с гироскопическим эффектом как раз и являют собой причину того, что вызывает самоцентрирование руля в движении и что подразумевается под эффектом SPR (spring). Поскольку реальный эффект весьма выраженный, вероятно, по этой причине SPR изначально выносится производителями рулей в отдельную настройку FFB.
* - Кастор - угол продольного наклона оси поворота управляемых колёс. Наиболее выражен у мотоциклетных вилок «чопперов».
В свою очередь, по той же причине параметру DPR (damper) отданы на откуп другие, не менее влиятельные эффекты – силы трения шин (плюс совсем небольшой вклад сил трения механизмов рулевого управления).
А вот FOR (force) может описывать сразу все силы, включая эффекты SPR и DPR, получаемые прямо из игры, как это и происходит в настоящих симуляторах. В то же время, база вам легко проимитирует и SPR, и DPR искусственно и добавит ощущений сколько надо - стоит лишь выставить их больше нуля.
Ничто не абсолютно
Помните, что на результаты настройки может влиять то, как FFB запрограммирован в трассе, в конкретном моде, автомобиле, какая у машины жёсткость подвески по умолчанию, и всё это может меняться с выпуском обновлений, улучшающих, в том числе, физику игры или прошивки устройств.
FanaLEDs
В текущей версии rF2 «Fanatec CSL Elite» официально не поддерживается, соответственно отсутствует специальный профиль для устройства, а также не работают все световые индикаторы. С первым мы уже успешно справились, а со вторым нам поможет уникальная программа «FanaLEDs», которая умеет работать практически с любыми датчиками, экранами и LED-индикаторами, какие только существуют на рынке.
Эта умная программка творит чудеса с управлением игровых устройств: умело их распознаёт, позволяет переназначать любые органы управления, программировать и выводить на активные дисплеи требуемую информацию, переключать конфигурации вывода удобным способом, программировать вибрацию на руле/педалях при блокировке колёс, и многое другое.
Website: www.fanaleds.com
Manual: www.youtube.com/watch?v=r8edH9l0Fik
Readme: fanaleds.com/readme
Установка:
- Установить плагин для rF2. Необходимые файлы находятся по пути установки:
C:\Program Files (x86)\FanaLEDs\additional\rFactor2 plugin\
Скопировать файлы:FanaLEDsPlugin.dll в папку: ...\rFactor2\Bin32\Plugins\
FanaLEDsPlugin_x64.dll в папку: ...\rFactor2\Bin64\Plugins\ - Отключить встроенную поддержку расширенных функций оборудования в rF2. Это нужно, чтобы избежать пересечения аналогичных функций rF2 и FanaLEDs. Откройте файл настроек *.JSON и настройте соответствующие параметры так:
"Use Additional Hardware Features":false,
"Use Additional Hardware Features#":"Whether to use additional hardware features like steering wheel LEDs",
"Hardware 3Digit Display":0,
"Hardware 3Digit Display#":"If hardware has 3-digit display, 0=off, 1=gear, 2=speed",
Примечание: Профайлы FanaLEDs находятся по пути: C:/Users/%USERNAME%/AppData/Roaming/FanaLEDs
Использование:
- В главном меню выберите Active profile: [ rFactor 2 ]. Профайл необходимо подключать каждый раз, запуская FanaLEDs перед игрой.
- По желанию, выберите эффекты отдачи в подразделе «Rumble effects». При использовании ABS, вибрации торможения могут передаваться на руль и/или педаль тормоза (если блок педалей имеет мотор).
- Перейдите в раздел расширенных опций: Hardware -> [Устройство].
В подразделе Profiles будут готовые профайлы, которые могут по очереди отображать различные параметры на дисплее, встроенном в обод руля «Fanatec CSL Elite». Чтобы задать необходимое количество профилей, введите цифру и нажмите кнопочку [ Set ]. Справа и слева располагаются назначаемые кнопки [ < ] и [ > ] для переключения между профилями прямо в игре. Назначьте удобное управление перехода к «предыдущему» или «следующему» профилю (показателю), соответственно.
В подразделе Segment Functions, для каждого из профилей подраздела Profiles, назначаются сами показатели, которые будут выводиться на дисплей (передача, скорость/передача, объём топлива и т.п.). - LED-индикаторы настраивать не надо, они просто работают, когда FanaLEDs запущен.
- Все изменения фиксируются кнопкой [ Save settings to active profile ] в главном меню.
Выводы
Если переложить тактильные ощущения FFB на язык зрения (или цифрового изображения монитора, если хотите), то можно представить, что FF (Force Feedback) – это "Яркость", Steering torque sensitivity – "Контрастность", FOR (Force)– "Насыщенность", Steering torque minimum – "Точка белого", Steering torque filter – “Сглаживание” (Antialiasing), Мощность мотора – “Мощность подсветки”, Линейность FFB – “Равномерность подсветки/Цветовой температуры” (в единицах отклонения DeltaE) и т.д. Как видите, цифровых аналогий довольно много, а само понятие "калибровка" тоже - общее.
Из этого следует, что все наиболее важные параметры должны быть сбалансированы, а не выкручены на всю катушку. Даже один, избыточно или недостаточно настроенный параметр, способен испортить всю картинку.
«Рулите чётко, и не косячьте» © ;)
Обсудить на форуме |
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии 4