Короче с уверенностью можно сказать, что первый промышленный шифтер мы ждали.
Покупая Thrustmaster TH8 RS Shifter я был насторожен. Что на этот раз преподнесет нам Thrustmaster? Я хорошо знаком с их продукцией. И знаю, как они любят делать сюрпризы. Как приятные, так и неприятные. А так же абсолютно странным, непостижимым образом умеют в огромную бочку меда влить ложечку очень концентрированного дегтя.
Достаточно вспомнить линейку легендарных авиационных джойстиков Thrustmaster F16\F22. Все классно - металл, размеры, функционал, копийность, загрузка.. только металл этот – силумин! Который категорически нельзя использовать в подвижных механических узлах. В итоге «стирается» механика за по года, и ручка начинает «люфтить».
Или недавно пыпущеный руль T500RS. Вроде бы "влезли" на территорию Logitech и Fanatec, но проиграли и тем и другим. Взвентив ценник до уровня прецизионных "фанатековских" комплектов, по характеристикам и возможностям не дотянулись до "логитеков". Достоинства руля меркнут на фоне недостатков, особенно в сравнении с конкурентами. А копия руля Формулы 1 для него.. за такие деньги выглядит недоразумением, в этот раз получилось хуже, чем в прошлый, когда они выпустили F1 force feedback. Ни копийности, ни функционала, ни качества. Могли бы хотя бы выштамповки на лицевой панели не делать, можно было бы в этом месте врезать переключатели самостоятельно. Нет возможность модернизации "похоронили" тоже. Рассчитывать на случайного прохожего, у кототого случайно же завалялся Т500? Ну ну... Любит Thrustmaster делать шаги не поддающиеся логическому объяснению.
Так что насторожиться было с чего – под красивой оберткой можно запросто получить дешевую поделку. По пути домой, я нервничал примерно так же, как когда то давно вез долгожданный G25.
Но, забегая вперед скажу, что мои сомнения быстро развеялись, как только я взял его в руки. Во всяком случае, первый взгляд произвел приятные впечатления, в том числе в сравнении с шифтером G25. А именно с G25 я буду его сравнивать. Во-первых, потому, что он стоит рядом и хорошо знаком, во-вторых, ведь именно ему я купил замену, а
в-третьих, G25 наиболее распространенный Н-образный шифтер среди симрейсеров. По большому счету сравнивать больше то и не с чем. Fanatec есть у единиц, и судя по отзывам не станет он популярным. КПП G27 лучше, чем G25, но ушла не далеко, по этому сравнение можно примерить и для нее, с оговорками.
Рассматривать TH8 RS Shifter как дополнение к рулю Thrustmaster T500RS я не стану, за неимением такового. Могу лишь сказать, что такой комплект получается неадекватно дорогим, а преимущество совместного использования только в одном – поддержка Playstation 3. Для любителей Granturismo 5 немаловажный факт, но вряд ли может стать решающим. Обладая вдвое большей ценой и меньшим функционалом, чем G25\27, T500RS будет лишь свидетелем в этом деле.
Внешний осмотр.
В коробке упаковано само устройство, инструкция, ключик-шестигранник, пара болтиков, крышка для секвентального режима и рукоятка.
Корпус довольно тяжелый. Чувствуется металл. Много металла. В целом производит впечатление качественной вещи, пластик не смотрится дешево. Правда, металл местами обработан не очень аккуратно, но это не портит внешний вид, а может и брутальности добавляет. Габариты корпуса сопоставимы с G25, только тут нет подъема с кнопками.
Оба шифтера выглядят достойно, но TH8 RS чуточку серьезнее. Может из за эффекта новизны, может металла больше, и еще из за более высокого рычага.
Не знаю, стоит ли обращать внимание на то, что у G25 есть кнопки, а у TH8 RS нет?
Мне кажется, что не нужны они тут. Тянуть руку неудобно, рычаг мешает. На трассе, так вообще про них забываешь.
Я бы предпочел, что бы у G25 эти кнопки были на руле – там от них было бы больше пользы.
Рукоятка рычага легко накручивается и откручивается, хорошо фиксируясь на своем месте.
Под хромированной крышкой, в нише, в которую утоплен механизм и рычаг, надет капроновый пыльник – нужная штука. Ограничителем хода рычага являются ребра этой самой пластиковой ниши, в которой сделаны пазы, как и в декоративной хромированной крышке, только они менее глубокие. Рычаг упирается в паз именно пластиковой части. А направляющими являются пазы металлической крышки.
Под крышкой есть микрокнопка, которая будет нажата, если поставить крышку секвентального селектора, что переведет устройство в секвентальный же режим работы.
Первое, что по настоящему интересует, главное, что интересовало все время с момента анонса – как оно переключается по ощущениям? Пощупаем!
Механика.
Толкаю рычаг, и улыбаюсь – классно! «Погремушечности» шифтера G25 нет и в помине! Рычаг упругий, ходит довольно четко и в меру тяжело. На него не страшно положить руку, не опасаешься его сломать, или нечаянно выключить передачу. Заставил себя приложить большое усилие – ни намека на деформации! G25 бы сломался при половине такого усилия
Включение передач происходит по внятной параболе усилия – сначала мягко преодолеваешь пик сопротивления, затем рычаг сам «ныряет» в крайнее положение паза передачи. При выключении, нужно преодолеть внятный упор, довольно короткий по ходу, в самом конце паза, и затем рычаг сам отправляется в центральное положение. Для перемещения влево вправо нужно преодолевать бОльшее сопротивление, чем в G25, а так же эти ходы длиннее (у основания).
Механизм не беззвучный. При включении передачи происходит удар об ограничитель.
При включении передач нижнего и выключении передач верхнего ряда, происходит звук, как от кнопки, похожий на звук лепестков G25, такой четкий «клац». Странно, кнопок в нем нет. В результате, когда переводишь рычаг из верхнего ряда в нижний (например с 3й на 4ю) слышим два четких щелчка, затем удар. При переводе с нижнего ряда в верхний, слышим только глухое движение, без четких отметок, до самого удара.
В момент занятия рычагом центрального положения, звук похож на такой же у G25, только не гремит и более сочный.
В целом все происходит тише, чем у G25, примерно как у G27. Единственный действительно громкий звук при переключении – это удар рычага об ограничитель во время включения передачи. Именно удар, довольно сильный. Он сотрясает стол, на котором дребезжит все, что лежит.
В общем, все четко, сочно, внятно, но можно было и по-тише.. Ночью будут проблемы…
Усилие на рычаге довольно большое, закрепленный на табуретке шифтер, запросто опрокидывает ее при переключении. Переключать передачи с таким усилием приятно, «хлипкости» не ощущается ни в чем. Есть регулировочный болт, который позволяет с помощью обычной отвертки добавить усилия или наоборот убрать. Что бы в него попасть, нужно повернуть механизм в корпусе, сориентировав его по умолчанию, что бы болт совпал с отверстием. Далее по инструкции нужно тянуть или ослаблять.
Секвентальный режим ничем особенным не выделяется. Короткий ход, отсутствие фиксации или щелчка при повышении\понижении передач, легкий щелчок, при возврате рычага в центр… Просто есть. Работает четко, пользоваться удобно.
Сопротивление рычага в секвентальном режиме складывается из двух составляющих:
1. Сопротивление самого рычага на качение влево\вправо. Когда ставишь секвенталку, нужно весь механизм повернуть на 90гр относительно обычной установки, то есть ход секвенталки в механизме соответствует не вперед-назад, а влево-вправо.
2. Пружина на крышке. Несколько витков, с усиками, которые упираются в рычаг, и пружинят при его отклонении.
Ограничение хода рычага обеспечивает прорезь в крышке.
Перемещение происходит так: Начал двигать рычаг - отгибаешь пружинку, пока паза хватает - двигаешь. Уперся в конец паза, все.. дальше не двигается. Отпускаешь, рычаг возвращается в нейтральное положение, когда усик пружины касается пластикового упора, происходит легкий щелчок, похожий на кнопку...
Что касается реалистичности. С натяжкой можно сказать, что усилия похожи на те, что есть в реальных автомобилях. Однако не в одном автомобиле я не встречал такого удара при включении. Передача обычно «втыкается» глухо и задемпфировано. Хотя возможно так имитируется удар при включении передачи в кулачковой КПП? Странно, ведь в реале это удар вовсе не рычага..
Эргономика.
Рычаг по факту длиннее G25го лишь на три сантиметра, но ощущение, что примерно вдвое. Он кажется большим, настоящим. Ровно таким, каким хотелось бы видеть G25. Ходы рычага больше сами по себе, плюс бОльшая длина рычага, а следовательно большее плечо, дают хорошо ощущаемые расстояния при перемещении. Это касается как движения в пазах, так и между ними. Все в меру, примерно как на современных автомобилях с «короткоходными» кулисами. А задняя и 7я включаются даже с размахом, как на «Волге».
Нажимная пружина отсутствует, что бы включить заднюю передачу не нужно утапливать или поднимать рычаг. На G25 хлипкая пружинка сжимается, даже если просто положить руку на рычаг, по этому в таком обычном положении для реала, на G25 неприятно держать руку. У TH8 RS же все отлично – рука сама ложится на рычаг и не хочет с него уходить. Переключать передачи значительно приятнее, информативнее, особенно, если отрегулировать положение устройства по высоте относительно себя, как в автомобиле. Рука четко находи рычаг и определяет его положение.
Рукоятка в отличие от G25 оказалась очень удобной. Верхняя полусфера из гладкого металла не раздражает ладонь, а нижняя из приятного, нескользкого профилированного пластика дает зацепиться пальцам. После нее ручка G25 кажется неприятной тактильно. Хотя она по форме и диаметру такая же, еще и обтянута кожей, пластиковая вставка и мелкие выступы шва раздражают ладонь. Показалось странным, что раньше я этого не замечал.. можно было давно заменить его.
Единственное, что показалось неудобным – прорези для 7й и задней передачи. Несколько раз я вместо 5й «втыкал» 7ю, просто по привычке двигая рычаг до упора вправо и вперед…
Включение «задней» осуществляется просто переводом в соответствующее положение, в правом нижнем углу (отдельный паз). Да с этой КПП не получится схемы, когда задняя передача включается на месте первой или шестой с нажатием или подъемом рычага. Но такие схемы обычно применяются на дорожных автомобилях. На гоночных, часто задняя включается в отдельный паз. А в симуляторах мы обычно ведь гоночные машины используем.
Функционал.
Шифтер имеет 7 передач + задняя. Странная схема. Я не припомню ни одной машины, у которой была бы 7ст. Н-образная механика.. Обычно 7ступеней на полуавтоматах. Ладно – много не мало, может, кто то захочет поездить на современной Формуле-1 с «мешалкой».
Сам механизм переключения (внешне выделенный круглой хромированной крышкой) может вращаться вокруг своей вертикальной оси. Это нужно для того, что бы можно было установить устройство на столе или креплении с любой удобной стороны, под любым углом, а потом повернуть сам механизм так, что бы он был правильно сориентирован относительно водителя. Например так.
Такая гибкость наталкивает на мысли о возможности быстро менять схему выбора передач в КПП, для разных автомобилей. Например сделать классическую 5ст гоночную схему (когда 1я передача включается там, где в обычных автомобилях 2я, а задняя на месте 1й). Такая схема использовалась наиболее часто в гоночных автомобилях прошлого. Однако сами разработчики не предусмотрели такой вариант. Может пока? Наличие нескольких крышек с прорезями могли бы позволить имитировать схемы различных КПП с разным числом передач. Ограничение ненужных пазов было бы не лишним.
Поле для деятельности модеров.
Кроме механизма внутри корпуса, вращается еще и крепление, что так же способствует удобному креплению в различных условиях. Есть возможность снять крепеж и прикрутить корпус болтами прямо к столу.
Установка крышки, или как ее называют в инструкции, пластины секвентального режима занимает примерно две минуты. Нужно открутить 4 болтика шестигранником (есть в комплекте), снять крышку, повернуть механизм, и надеть другую крышку, закрепить ее болтами. Не долго, но и не сказать, что это быстро. Для тех, кто подолгу ездит на одном автомобиле не проблема, а вот для тех, кто любит часто менять виртуальный транспорт не лучшее решение. Стоит заметить, что на G25 это делается значительно быстрее и удобнее – нажал, повернул, можно ехать. G27 вообще не предлагает секвентального режима. Рискну предположить, что у большинства пользователей Н-образная схема будет использоваться постоянно. Покупать такое устройство ради «секвенталки» нецелесообразно, а после нескольких замен крышки, этот процесс наскучит. Но все равно приятно, что оно есть.
Электроника и ПО
Внутри вместо кнопок, или аналоговых потенциометров установленны бесконтактные датчики холла. То есть оси по сути. H.E.A.R.T (HallEffect AccuRate Technology™) называется. Это означает высокую точность и отсутствие износа.
Однако в представлении Windows это кнопки, которые срабатывают, при определенном положении рычага. Вероятно, «прошивка» электроники определяет, в каком положении рычага нужно замыкать виртуальную кнопку. Даже драйвера не нужны – включаешь в USB разъем, устройство определяется, ставятся стандартные драйверы и все. Процесс занимает три секунды, быстрее, чем новую «мышку» иди «флэшку» подключить.
Вот что видит ОС.
Что бы откалибровать оси, требуется скачать специальную утилиту (в комплекте не поставляется)
Thrustmaster TH8 RS Tool
Прямая ссылка на скачивание TH8 RS Calibration v1.0.7.0 (крайняя версия на 18 ноября 2011 года)
Хотя никакой надобности я в этом поначалу не почувствовал, для полноты тест драйва скачал и проверил. И понял, что зря не почувствовал - полезная возможность, об этом ниже.
Программку не нужно устанавливать, достаточно распаковать архив, и запустить
TH8 RS Calibration v1.0.7.0.exe (или более позднюю версию, проверить можно на странице загрузки, на официальном сайте Thrustmaster
Утилитка предлагает откалибровать оси, протестировать результат, и настроить зоны срабатывания.
Что бы сделать калибровку, нужно нажать кнопку Calibrate, и выполнять подсказки программы. Квадратики соответствующие передачам, выделяются цветом. Желтый указывает, куда нужно перевести рычаг. Голубой – в каком он сейчас положении находится. На скриншоте видно, что требуется поставить в положение 1й передачи, а рычаг стоит на четвертой. При этом в части, в окне отображается фактическое положение рычага в пространстве – рисуется его путь. Что бы зафиксировать ход, нужно дважды выбрать передачу и вернуть рычаг в нейтраль. Затем желтым выделиться следующая передача. Выполнив калибровку, можно убедиться в том, что все работает правильно, нажав кнопку тест. В этом режиме квадратики с цифрами так же будут выделятся цветом, нужно дважды выбрать выделенную передачу, но это уже не калибровка, а просто проверка.
Самое интересное – это тонкая настройка (третья кнопка).
Обратите внимание на скриншот, на выделенную синим область калибровки, после тонкой настройки. Зеленые прямоугольники - это область, при достижении которой срабатывает кнопка. На большом скриншоте, они установлены по умолчанию (большие по вертикали), и кнопка сработает примерно на пол пути рычага крайнему положению в пазу. На маленьком скриншоте (в синей рамке), зона по вертикали меньше. То есть кнопка будет нажиматься позже, с самом крайнем положении рычага.
Что бы внести такие изменения, просто потяните мышкой край прямоугольной (зеленой) зоны, отрегулируйте, а затем нажмите на кнопку «Fine tine apply». Значения сохранятся, и Вы сможете проверить. Для чего это может быть нужно? Что бы уменьшить количество так называемых miss shift’ов, когда передача не включается. В ИР на Мустанге часто жалуются на это. В Gtanturismo 5 с этим проблемы на любой машине. Происходить это может из за того, что легкая несогласованность в работе педалью сцепления и рычага, приводит к тому, что электроника включает кнопку раньше, чем сцепление выжато полностью, и симулятор не включает передачу. Если кнопка будет срабатывать не на пол пути рычага, а в самом его конце, в крайнем положении, то количество не включенных по этой причине передач должно уменьшится.
Настройки сохраняются во внутренней памяти шифтера, и должны работать как на PC, так и на PS3.
Поддержка Sony Playstation 3.
На коробке написано, что шифтер совместим с Sony Playstation 3 только в сочетании с рулем T500. В руководстве написано, что может быть подключен отдельно, но совместим «ограниченно». Что это означает, не объясняется. На сайте, производителя указано, что совместимость только с Granturismo 5, только с рулем T500.
Жаль.
На трассе.
Тестирование проводилось совместно с рулем Logitech G25 в трех симуляторах – Iracing, C.A.R.S., и Rfactor. Под Win XP и Win7. Везде потребовалось заново сделать все назначения кнопок. Проблем никаких не возникло. Работает все точно так же как с родным G25, только устройство отдельное.
Говорить о каком то результате на трассе (времени круга) нет смысла. Назначение такого устройства не в том, что бы повлиять на скорость. Подрулевыми лепестками все равно будет быстрее, если на то пошло. А вот в плане удобства, ощущения качества и реализма - результат на лицо. Ездить с TH8 RS намного приятнее и натуральнее, им хочется пользоваться, рука тянется к рычагу. После G25го малыша, с этим «взрослым» рычагом и автомобили как будто повзрослели.
Для сравнения еще раз проехал с шифтером G25. Разница огромная. G25 сам по себе вызывал много нареканий. Легкий, гремящий, маленький, он не вызывал желания пользоваться собой. Делалось это скорее по желанию правильно управлять техникой.
Теперь же, в сравнении с TH8 RS он стал «выглядеть» еще бледнее. С рычагом G27 разница будет не столь большой, так как он и потуже, и гремит меньше, но все же TH8 RS более настоящий и правильный. Им хочется пользоваться.
Возможности для модернизации.
Первое, что хочется доработать - это избавиться от удара при переключении.
Этот удар не только звуковой, но и механический, передающийся на стол, и на все, что на столе стоит.
Вероятно это плата за более менее мощную механику. Решение есть, я уже опробовал его (временно). Удар происходит из-за того, что связь между рычагом, корпусом и столом жесткая. А пружина достаточно сильная, что бы передавать энергию через всю эту связь.
Нужен демпфер. Сделать его не сложно. Под крепление можно подложить резину, или плотную ткань. Между рычагом и пазами ограничителя так же нужна прокладка. Можно на рычаг в области контакта надеть полиуретановый кембрик, и\или на пазы наклеить кусочки резинки\ткани и т.п. Это снизит и звук удара, и поглотит энергию. Во всяком случае, простой эксперимент, в виде временной тканевой прокладки помог. Удар смягчился, стал глухим. Позже сделаю постоянную доработку.
Далее напрашивается изготовление крышки, или накладки на крышку с прорезанными пазами, под ту схему, которой пользуешься. Седьмая передача – это лишнее.
Хотя родная рукоятка оказалась неожиданно приятной для руки, несколько сменных рукояток, тоже не помешают. Нашел в запчастях ручку от старой «девятки», ради эксперимента примерил - не подошла. Старый советский ГОСТ не стыкуется с буржуйской резьбой. MOMO будет в самый раз. Кстати, с такой механикой можно удлинить рычаг сантиметров на десять, под классику. А если на все двадцать, то ходы рычага получатся как у Краза. Самые «опытные» водители могут еще поставить большой наболдажник из оргстекла с розочкой, и обернуть палку мехом. Бахрома над монитором наверняка уже висит.
На своем G25 я пробовал удлинить рычаг всего то на высоту той самой рукоятки от «девятки» - под собственным весом он падал на 4ю передачу… TH8 RS выдержит и оргсекло с розой я думаю.
Если кого не устроит работа секвентального режимы, тоже есть поле для деятельности.
Несложно расточить паз в крышке, что увеличит ход рычага, если кому то он покажется маленьким.
Дополнительной или более мощной пружиной можно усилить загрузку.
А если захочется слышимого и ощущаемого тактильно щелчка при понижении повышении передачи, то можно прямо на крышке (снизу) приклеить пару кнопок или микриков с "кликом".
При большом желании, можно выкинуть родную электронику, установить обычные кнопки и подключить эту механику к G25.
Во что обойдется.
На http://www.amazon.com Thrustmaster TH8 RS Shifter стоит 150$. Вместе с доставкой в Россию он обойдется, в районе 6000руб. Мне удалось приобрести его в России, случайно, по оптовой цене. К сожалению адекватного ценообразования, в нашей стране не существует, а потому российские розничные продавцы уже предлагают его в районе 8000руб.
То есть по цене нового Logitech G27! Остается только надеется, что покрутив диковинку в витринах, они будут вынуждены снизить цены.
Очевидно, что даже 6000руб. – это цена б\у Logitech G25\27, и каждый несколько раз подумает за что отдать эти деньги.
Дорого это или нет – решает каждый сам для себя.
Подведем итог по совокупности качеств.
Достоинства:
Отличный дизайн.
Высокое качество изготовления.
Удобное крепление, широкий диапазон регулировки под место.
Металлическая, мощная, надежная механика.
Регулируемое усилие.
Натуральный размер, внятные ходы.
Сменная рукоятка, со стандартным (реальным) креплением.
Секвентальный режим.
Простая и быстрая установка.
Возможность дополнительно откалибровать момент срабатывания кнопок.
Бесконтактные датчики.
Работает как отдельное USB устройство.
Возможности для модификаций.
Недостатки:
Положа руку на сердце, можно сказать, что настоящий недостаток один - нет полной поддержки PS3. Для тех, кто пользуется только ПК, это не проблема. Я люблю Granturismo 5, именно в нем можно поездить на исторических автомобилях, которые требуют Н-образную механику. Жаль, что не смогу пользоваться TH8 RS.
Пока при первом взгляде больше нет чего-то критического.
А если попридираться …
Сильный удар при включении передачи.
Нет механизма нажима\подъема рычага для включения задней передачи.
«Задняя» включается только в отдельном канале.
В комплекте нету дополнительных крышек с прорезями для разных схем выбора передач. Хотя бы пластиковых.
Но это будут именно придирки. Две из них устраняются руками, ну а без "нажималки" можно жить.
Заключение.
Кому стоит порекомендовать Thrustmaster TH8 RS Shifter?
Это устройство однозначно заслуживает внимания опытных симрейсеров! Тех разумеется, кто пользуется Н-образной КПП. В качестве дополнения к рулю, или замены имеющемуся шифтеру. Если Вы уже имеете Logitech G25/27, или один из рулей Fanatec и Вас не устраивает родной шифтер, то TH8 RS может быть решением. Или же, если Вы используете отдельные педали со сцеплением (например Fanatec Clabsport), c DFP или MOMO, то такой отдельный шифтер просто незаменим. Ведь другого доступного решения на рынке нет.
Кроме того, он может быть полезен тем, кто модернизирует свой G25\27. Наличие такого устройства, позволит перенести все кнопки, с родной КПП (включая кнопки передач) на руль. Кроме того, мощная механика и стандартное крепление, позволят легко менять внешний вид и размер рычага.
Если же у Вас еще нет хорошего руля, то покупка TH8 RS будет нецелесообразной. В таком случае уместнее будет приобрести Logitech G27, который обойдется не на много дороже, или даже дешевле, если купить «с молотка», но зато в комплекте Вы получите и руль, и педали, и шифтер, который тоже неплохо справляется со своими задачами. А вот попользовавшись, уже решите, нужен ли Вам TH8 RS, или нет.
Видео обзор западных коллег.
Удачи!
С уважением,
Алексей.
С уважением,
Алексей.
Обсудить на форуме |
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии 1